Социальное партнерство в субъектах Российской Федерации
в 2005 году
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан
В 2005 году в республике действовало Генеральное соглашение между Правительством Республики Башкортостан, объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов на 2005-2007 годы, 21 отраслевое соглашение, заключенное на республиканском уровне, свыше 6 тыс. коллективных договоров.
В республике разработана Программа мер по повышению заработной платы работников организаций внебюджетного сектора экономики и бюджетной сферы в Республике Башкортостан на 2005-2008 годы.
Одним из приоритетных направлений Программы является регулирование оплаты труда работников организаций внебюджетного сектора экономики на основе соглашений социального партнерства различного уровня.
В целях содействия многоуровневому договорному регулированию социально-трудовых отношений, принят Закон Республики Башкортостан «Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан». В законе значительное внимание уделено развитию социального партнерства на территориальном уровне, созданию территориальных трехсторонних комиссий, заключению территориальных соглашений.
Республика Марий Эл
В 2005 году обеспечение договорного регулирования социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров, подготовку проектов соглашений и коллективных договоров, организацию контроля за их исполнением на соответствующем уровне обеспечивали Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевые, территориальные и иные комиссии.
На уровне муниципальных образований действует 17 трехсторонних комиссий (всего муниципальных образований 17), 15 отраслевых республиканских и 17 профессиональных комиссий.
Республиканская трехсторонняя комиссия активно работала по вопросам ликвидации задолженности и своевременности выплаты заработной платы работникам предприятий и организаций. На 1 января 2006 года просроченную задолженность по оплате труда имели 71 предприятие (по сравнению с соответствующим периодом 2005 года их количество снизилось на 61 предприятие или на 46,2%). Общая сумма просроченной задолженности составила 16,6 млн. руб. Долг по заработной плате уменьшился на 29,1 млн. руб. (на 63,6 %).
Вопросы ликвидации задолженности по заработной плате в отраслях экономики также рассматривались на заседаниях трехсторонних комиссий в муниципальных образованиях, что позволило уменьшить задолженность по заработной плате в 2005 году в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, образовании, культуре и жилищно-коммунальной хозяйстве.
На заседании Комиссии в отчетном периоде рассмотрено выполнение «Программы содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2004-2006 годы». Отмечены положительные результаты выполнения программы, что позволило выйти на самый низкий уровень безработицы за последние 15 лет – 1,67 % против 2,37 % на начало 2005 года. Снизился коэффициент напряженности на рынке труда с 3,9 (к началу 2005 года) до 2,1 незанятых граждан, претендующих на одно свободное рабочее место.
В Республике действует региональное соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Объединением организаций профсоюзов и республиканским объединением работодателей на 2004-2006 годы, определяющее согласованные действия и позиции сторон в области регулирования социально-трудовых отношений на республиканском уровне; 15 отраслевых территориальных соглашений; 17 территориальных соглашений в муниципальных образованиях республики, 20 территориальных отраслевых соглашений (образование, культура, сельское хозяйство).
По состоянию на 1 января 2006 года проведена уведомительная регистрация 1267 коллективных договоров (98% от числа заключенных коллективных договоров). По сравнению с 2004 годом количество коллективных договоров, представленных на уведомительную регистрацию, увеличилось на 2%. Численность работников, охваченных коллективными договорами, представленными на уведомительную регистрацию, составляет 152 тыс. чел. (96% от численности работников, на которых распространяется действие коллективных договоров).
Анализ коллективных договоров, представленных на уведомительную регистрацию по формам собственности показывает, что наибольшее их количество заключается в организациях, относящихся к государственной и муниципальной формам собственности, и составляет 76,6%.
Коллективных трудовых споров в 2005 году в Республике Марий Эл не зарегистрировано.
^ Республика Мордовия
Важная роль в развитии социального партнерства в республике принадлежит деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Основным вопросом в работе трехсторонних комиссий всех уровней является вопрос о своевременной и полной выплате заработной платы работникам организаций, ликвидация задолженности по ее выплате.
По состоянию на 1 января 2006 года в республике действовало 111 соглашений: 1 региональное, 64 отраслевых (тарифных), 23 территориальных и 23 – о взаимодействии в социально-трудовой сфере между Минтрудом Республики Мордовия и администрациями районов, муниципальных образований и г. Саранска.
Практика работы по заключению и реализации соглашений показывает, что партнерские отношения приводят к согласованным действиям между органами местного самоуправления, организациями профсоюзов и руководителями организаций независимо от организационно-правовых форм собственности.
По состоянию на 15 февраля т.г. в Республике Мордовия действуют 3076 коллективных договоров (на 15% больше, чем в соответствующий период прошлого года). Это составляет 66,5% от числа крупных и средних предприятий.
Еще одной формой сотрудничества Минтруда Республики Мордовия с администрациями муниципальных образований, районов республики (начиная с 2001 г.) явилось заключение двусторонних соглашений о взаимодействии между Министерством труда и занятости населения Республики Мордовия и администрациями муниципальных образований, районов республики и г. Саранска.
В целях активизации работы по заключению коллективных договоров, повышению их роли в осуществлении защиты социально-трудовых прав работников Минтрудом Республики Мордовия совместно с Федерацией профсоюзов Республики Мордовия разработано Положение о республиканском конкурсе «Коллективный договор – основа защиты прав работников».
В организациях республики были проведены конкурсы «Лучший по профессии», праздники чествования молодых рабочих и ветеранов труда «Я и моя профессия», республиканский конкурс профессионального мастерства среди учащихся начального профессионального образования.
В 2005 году в республике Мордовия коллективных трудовых споров не зарегистрировано.
Однако на некоторых предприятиях сохранилась социальная напряженность, вызванная задолженностью по заработной плате и относительно низким ее уровнем.
Остается сложной социально-экономическая ситуация на самом крупном предприятии города Саранска - ОАО «Лисма», которая вызвана несвоевременной выплатой заработной платы и принятием руководителями решений, противоречащих действующему законодательству.
Во всех административных образованиях республики сформированы и ежегодно обновляются списки трудовых арбитров.
В целях дальнейшего развития социального партнерства и предупреждения коллективных трудовых споров в республике организованы и проводятся Дни социального партнерства и охраны труда с участием руководителей предприятий, профсоюзного актива, специалистов органов по труду. В 2005 году Дни социального партнерства и охраны труда проведены в 19 районах республики.
^ Для дальнейшего развития системы социального партнерства в 2006-2007 гг. необходимо:
- при подготовке проекта Соглашения по социально-экономическим вопросам между Федерацией профсоюзов Республики Мордовия, Союзом работодателей Республики Мордовия и Правительством Республики Мордовия на 2007-2009 годы конкретизировать обязательства сторон по вопросам оплаты и охраны труда, занятости и создания новых рабочих мест, улучшения качества жизни населения;
продолжить работу по:
- разъяснению необходимости заключения коллективных договоров в организациях республики;
- предупреждению коллективных трудовых споров в коллективах организаций;
- своевременной оплате труда, охране труда, реализации приоритетных национальных проектов, трудоустройству выпускников по полученной в учебном заведении специальности.
^ Республика Татарстан
Одним из основополагающих правовых актов является Закон Республики Татарстан «Об органах социального партнерства в Республике Татарстан», которым установлен порядок формирования и деятельности трехсторонний комиссий по регулированию социально-трудовых отношений разного уровня.
Заключено республиканское (региональное) соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Ассоциацией промышленных предприятий Республики Татарстан, Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан и Кабинетом Министров Республики Татарстан о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2005-2006 годы. Особое внимание в Соглашении обращается на осуществление мер, способствующих развитию экономики, росту доходов населения, обеспечению занятости, сохранению социальной инфраструктуры.
Эффективно используется практика присоединения работодателей, не имеющих своих представителей в Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, к заключенному Соглашению и участие в его реализации.
В Республике Татарстан действует Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В 2005 году на заседаниях Комиссии рассматривались вопросы погашения задолженности по выплате заработной платы, повышения минимального уровня заработной платы.
Территориальные трехсторонние комиссии образованы в 37 городах и районах республики (всего районов и городов в республике – 45).
По состоянию на 1 января 2006 года в организациях всех форм собственности действовало 6762 коллективных договоров, что 579 больше чем в 2004 году. Численность работников, охваченных коллективно-договорными отношениями, составила 994711 чел. (81% от среднесписочной численности работников, занятых в экономике республики).
В ходе осуществления контроля за выполнением соглашений и коллективных договоров установлено, что в ряде отраслевых соглашений приняты обязательства сторон по установлению в 2005 году минимальной заработной платы на уровне и выше прожиточного минимума (химические отрасли промышленности, связь, электроэнергетика, машиностроение). В 30% организаций реального сектора экономики, в которых действуют коллективные договоры, минимальная заработная плата установлена на уровне и выше прожиточного минимума трудоспособного населения.
В целом по республике за 2005 год среднемесячная заработная плата возросла по сравнению с 2004 годом на 26,3% и составила 7055,2 руб. Реальная заработная плата увеличилась на 12%.
На дальнейший рост заработной платы направлено увеличение минимального размера оплаты труда с 1 мая 2006 года до 1100 руб. В целях повышения доходов бюджетников в 2006 году предусмотрено поэтапное повышение тарифных ставок работников организаций бюджетной сферы республики – с 1 мая на 15% и с 1 октября – на 11% с одновременным сохранением компенсационных выплат.
За последние пять лет в Республике Татарстан наблюдается устойчивая тенденция роста занятости населения. Наиболее динамично развивающимся сектором экономики с точки зрения создания новых рабочих мест является малое и среднее предпринимательство.
В 2005 году уровень общей безработицы снизился с 7,3% до 6,6% от численности экономически активного населения. Уровень регистрируемой безработицы не превысил прогнозного значения (2 %) и составил 1,57 % от численности экономически активного населения.
В 2005 году коллективных трудовых споров в Республике Татарстан не зарегистрировано.
^ Приоритетные направления в области развития системы социального партнерства
на 2006 год:
- совершенствование коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений: повышение роли коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и улучшения условий труда;
- обеспечение экспертизы коллективных договоров, соглашений при проведении их уведомительной регистрации и контроль за выполнением включенных в них обязательств;
- содействие работникам и работодателям в развитии коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений: вовлечение в коллективно-договорные отношения работодателей и работников малого и среднего бизнеса;
- расширение представительства работодателей на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях.
^ Удмуртская республика
В течение 2005 года в Удмуртской Республике основными задачами в области социального партнерства являлись: реализация государственной политики в сфере труда, занятости, создания новых рабочих мест, повышения уровня и качества жизни населения, формирование территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике, заключение соглашений и коллективных договоров, контроль за их исполнением.
Из 30 муниципальных образованиях Удмуртской Республики (25 районов и 5 городов), в 25 сформированы территориальные трехсторонние комиссии. , в т.ч. в четырех городах. В остальных идет процесс формирования органами местного самоуправления сторон комиссий, который затруднен из-за отсутствия координационных советов профсоюзов и объединений работодателей.
В настоящее время действуют 19 территориальных трехсторонних соглашений, из них 14 прошли уведомительную регистрацию в Государственном комитете Удмуртской Республике по труду.
В целях применения закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» проведена учеба с лицами, рекомендуемыми для привлечения в качестве посредников и трудовых арбитров на тему «Урегулирование коллективного трудового спора в свете действующего законодательства».
В ноябре 2005 года при участии трудовых арбитров и Службы по урегулированию коллективных трудовых споров – Госкомтруда Удмуртии, был разрешен коллективный трудовой спор работников ОАО «Ижавиа».
С целью взаимодействия профсоюзов и республиканских объединений работодателей по обеспечению прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда работает республиканская межведомственная комиссия по проверке своевременности выплаты заработной платы в отраслях экономки. В 2005 году на заседаниях комиссии было заслушано 248 руководителей организаций, 201 руководителю выданы предписания с указанием сроков погашения задолженности по заработной плате, 49 руководителей привлечены к административной ответственности.
В республике создан Республиканский координационный совет по вопросам оплаты труда, соблюдений прав и законодательства об обязательном пенсионном и социальном страховании в организациях, основной задачей которого является легализация доходов участников рынка труда.
В 2006 году будет проведена следующая работа:
- рассмотрение вопроса «О ходе реализации национальных приоритетов 2006 года в области здравоохранения» на заседании Удмуртской республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- формирование территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, заключение территориальных, отраслевых соглашений, коллективных договоров;
- уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений.
^ Чувашская республика
В феврале 2005 года подписано Республиканское соглашение о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, объединениями работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» на 2005-2007 годы.
Проводилась активная работа сторон соглашения по выполнению принятых обязательств: сохранению социальной стабильности в республике, созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан, недопущению ухудшения условий социальной защиты отдельных категорий граждан, созданию оптимальных условий хозяйствования для организаций, направленных на повышение экономической эффективности, рост производства, защиту трудовых прав граждан, улучшение условий и охраны труда.
Заседания Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проводились ежеквартально.
В мае 2005 года на заседании Комиссии рассматривался вопрос потребности в кадрах отраслей экономики Чувашской Республики. Было принято решение о подготовке, с участием сторон, ежегодного доклада «Анализ рынка труда и рынка образовательных услуг. Прогноз потребности в кадрах отраслей экономики Чувашской Республики».
По рекомендации Российской трехсторонней комиссии в декабре 2005 года на заседании Республиканской трехсторонней комиссии был рассмотрен вопрос о первоочередных мерах по реализации приоритетного национального проекта в области здравоохранения.
В 2005 году сторонами социального партнерства проводилась работа по дальнейшему развитию коллективно-договорной кампании. По состоянию на 1 января 2006 года количество коллективных договоров, действующих в организациях составило 6702 (38% от общего количества действующих организаций).
В республике заключено и действуют 72 соглашения различного уровня, в т.ч. Республиканское соглашение, 26 отраслевых республиканских, 19 отраслевых территориальных, 26 соглашений о социальном партнерстве.
Среднедушевые денежные доходы в 2005 году составили 3973,1 руб., (на 25% больше, чем в 2004 году).
Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам всех организаций республики, составила 5165 руб. и увеличилась по сравнению с 2004 годом на 28,3%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, составила 116,4% к уровню 2004 года.
По состоянию на 1 января 2006 г. задолженность по заработной плате по наблюдаемым видам экономической деятельности составила 42,1 млн. руб. и по сравнению с 1 февралем 2005 года уменьшилась на 51,7 млн. руб. (на 55,1%).
Задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы не имеется. В 2005 году повышение заработной платы работникам данной сферы производилась дважды: с 1 января - на 25% и с 1 сентября – на 11,1%.
Стороны проводили согласованную политику, способствующую занятости населения. Продолжилась реализация Программы содействия занятости населения Чувашской Республики, осуществлялись меры по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите, организации общественных работ, квотированию рабочих мест. Вопросы занятости населения в обязательном порядке включаются в отраслевые, территориальные соглашения, коллективные договоры.
В республике осуществляется экономическое стимулирование работодателей в области условий труда путем установления 40% скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В течение года 9 учебными центрами осуществлено обучение по охране труда 5549 человек. В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления в организации работ по уведомительной регистрации коллективных и трудовых договоров были разработаны методические рекомендации по вопросам коллективно-договорного регулирования.
В 2005 году продолжилась реализация Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства, разработан механизм кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса. Разработаны и реализуются Концепция инновационного развития, Республиканская программа инновационного развития, комплексная программа ускоренного внедрения во все сферы экономики международных стандартов качества.
В 2006 году на заседании трехсторонней комиссии планируется рассмотрение вопросов реализации национальных проектов в области здравоохранения, образования и сельского хозяйства, обсуждение Декларации национального согласия сторон социального партнерства по вопросам ВИЧ/СПИД в сфере труда, подписанной координаторами сторон Российской трехсторонней комиссии.
^ Кировская область
Областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 9 февраля 2006 года принято областное трехстороннее Соглашение на 2006 - 2007 годы, которое содержит согласованные обязательства сторон по проведению социально-экономической политики, занятости населения, обеспечению социальной защиты работников, созданию здоровых и безопасных условий труда.
Стороны соглашения взяли на себя обязательства принимать активное участие в реализации приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье гражданам России».
В целях дальнейшего развития и укрепления коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на муниципальном уровне проводилась работа по формированию сторон социального партнерства, созданию муниципальных трехсторонних комиссий, заключению территориальных трехсторонних соглашений.
В результате проведенной работы в 14 районах и 4 городах областного подчинения действуют трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В 8 муниципальных образованиях заключены и действуют территориальные трехсторонние соглашения.
Реализация мероприятий по содействию занятости населения позволила уменьшить численность зарегистрированных безработных с 30,5 тыс. чел. (на 1 января 2005 года) до 22,8 тыс. чел. (на 1 января 2006 года), а уровень безработицы снизить с 3,8% до 2,8%.
В целом все мероприятия, предусмотренные Программой содействия занятости населения на 2005 год, выполнены в полном объеме: трудоустроено 11,8 тыс. чел. на общественные работы; организовано и проведено 386 ярмарок вакансий, в работе которых приняли участие 745 работодателей и более 11,2 тыс. ищущих работу граждан; прошли обучение, переподготовку и повышение квалификации 4,5 тыс. чел., из которых 99,7% после обучения трудоустроились.
За 2005 год, (в сравнении с 2004 годом), имели место следующие показатели, характеризующие уровень жизни населения области:
- номинальные денежные доходы в расчете на душу населения составили 4459,5 руб.(3557,9), выросли на 18,7%;
- номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, включая организации малого предпринимательства составила 5529,2 руб. (4460), выросла на 24,0%;
- величина прожиточного минимума на душу населения составила 2660,2 руб. (2205,5), выросла на 20,6%: для трудоспособного населения – 2905,2 руб. (2410,8), выросла на 20,5%, для пенсионеров – 2015,8 руб. (1657,8), выросла на 21,6%, для детей – 2660,8 руб. (2214,8), выросла на 20,1%.
В течение отчетного периода проведена уведомительная регистрация 11 отраслевых соглашений и 332 коллективных договора предприятий и организаций области.
В рамках социального партнерства продолжалась работа областной межведомственной комиссии по охране труда, деятельность которой направлена на выполнение областной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в Кировской области на 2002-2005 годы». По оперативным данным Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за период с 2002 года по 2005 год в ходе выполнения Программы было достигнуто снижение производственного травматизма на 44% и профессиональной заболеваемости на 76%.
В Кировской области создана областная координационная межведомственная комиссия по вопросам оплаты труда и ликвидации задолженности по заработной плате, заседания которой проводятся не реже одного раза в месяц.
Суммарная просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2006 года составила 131,9 млн. руб. (на 1 января 2005 года - 141,6) и снизилась на 6,9%, в т.ч. задолженность по заработной плате из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней составила 0,049 млн. руб. (1,534) (снизилась в 31,3 раза).
Коллективных трудовых споров в Кировской области в 2005 году не зарегистрировано.
12 октября 2005 года в области прошла акция протеста работников бюджетной сферы, организованная Федерацией профсоюзных организаций области. В ходе акции выдвинуты требования к Правительству Российской Федерации, касающиеся увеличения в 1,5 раза заработной платы работникам бюджетной сферы, а также требования в адрес Правительства области, выдвинутые медицинскими работниками и работниками культуры и искусства.
^ Основные задачи в области социального партнерства:
- создание трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях;
- заключение территориальных (районных, городских) трехсторонних соглашений;
- оказание практической помощи организациям области по заключению коллективных договоров и своевременному их направлению на уведомительную регистрацию;
- обеспечение принятия мер по предотвращению и разрешению трудовых споров, проведению примирительных процедур и трудового арбитража.
^ Нижегородская область
Регулирование социально-трудовых отношений в Нижегородской области является неотъемлемой частью политики Правительства Нижегородской области, проводимой на региональном и муниципальном уровнях.
Принятый закон Нижегородской области «О социальном партнерстве» обеспечивает нормативно-правовое регулирование взаимодействия Правительства области, органов местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзов в процессе подготовки, принятия и реализации решений по вопросам регулирования социально-трудовой сферы;
созданы территориальные и отраслевые комиссии, в рамках которых осуществляется взаимодействие сторон;
заключаются региональное, областное тарифное, территориальные, отраслевые соглашения, коллективные договоры организаций.
В 2005 году в городах и районах области действовало 116 соглашений. Из них: 1 региональное трехстороннее, 1 областное тарифное, 50 территориальных и 64 отраслевых соглашений.
В региональном трехстороннем соглашении между Нижегородским областным объединением организацией профсоюзов «Облсовпроф», объединениями работодателей и Правительством Нижегородской области на 2004-2006 годы определены обязательства сторон, направленные на повышение благосостояния жителей области, в том числе обеспечивающие рост заработной платы работников, улучшение условий и охраны труда на производстве, социальную защиту населения, развитие системы социального партнерства.
Соглашение содержит ряд положений, которые не регулируются федеральным законодательством, например, обязательства работодателей в содействии ежегодному повышению средней заработной платы работающих в размере не менее уровня инфляции, сложившейся в регионе, доведении доли тарифной части в структуре заработной платы до уровня не менее 60%.
Большое внимание в соглашении уделено улучшению условий и охраны труда. В течение 2005 года проведена аттестация более 5 тыс. рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, обучено по охране труда более 20 тыс. руководителей и специалистов организаций области.
В соглашение введен новый раздел «Обеспечение трудовых прав и социально-экономических интересов работающей молодежи. Материально-бытовое обеспечение студентов и учащихся учреждений среднего профессионального обучения». Основная задача данного раздела - повышение престижа рабочих профессий среди молодежи, проведение областных конкурсов «Научно-техническое творчество молодежи», профессионального мастерства работающей молодежи «Золотые руки» в рамках реализации программы «Молодежь Нижегородской области», финансирование программ дополнительной социальной защиты студентов, учащихся, аспирантов, установление именных стипендий, проведение массовых студенческих мероприятий.
Вместе с тем, на региональном уровне отсутствует единое объединение работодателей, в переговорах по заключению регионального Соглашения участвуют далеко не все работодатели области.
Контроль за выполнением обязательств соглашения осуществляет Нижегородская региональная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
На заседания Комиссии ежегодно выносится вопрос о состоянии дел по выплате заработной платы работникам организаций. При Правительстве Нижегородской области создана рабочая группа по обеспечению своевременной и в полном размере выплаты заработной платы, на которой рассматривались вопросы по ликвидации долгов по заработной плате в организациях агропромышленного комплекса, обрабатывающих производств, жилищно-коммунального хозяйства, строительства. В результате принятых мер в течение 2005 года общая сумма просроченной задолженности по выплате заработной платы снизилась в 2,6 раза и составила 99,2 млн. руб.
Общее число предприятий и организаций по кругу наблюдаемых видов деятельности, имеющих задолженность по заработной плате, уменьшилось и составило 248 единиц. Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по выплате заработной платы, снизилась в течение года на 65%. Задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы нет.
В организациях всех форм собственности заключено и действует 5015 коллективных договоров против 4966 за соответствующий период 2004 года, 4669 колдоговоров прошли уведомительную регистрацию в органах по труду муниципальных образований.
Наиболее полно вопросы регулирования социально-трудовых отношений отражены в коллективных договорах открытых акционерных обществ: «Заволжский моторный завод», «Арзамасский машиностроительный завод», «Павловский автобус», «Нижновэнерго», «Агрокомбинат «Горьковский», «Арзамасская войлочная фабрика», «Волготрансгаз», «Нижегородское протезно-ортопедическое предприятие», а также в большинстве учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, почтовой связи.
В коллективных договорах многие работодатели предоставляют дополнительные, по сравнению с действующим законодательством, социальные гарантии.
Так, ОАО «ГАЗ» предусмотрена материальная поддержка работников, поступивших на работу после окончания действительной срочной службы в Вооруженных Силах РФ, предоставляются льготные путевки в пансионаты, базы отдыха, санатории;
в филиале ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) семьям работников, погибших вследствие несчастного случая на производстве, производится выплата единовременного пособия в размере не менее двух годовых заработков погибшего, а его детям – ежемесячное пособие в размере минимальной тарифной ставки в ОАО «РЖД» до достижения ими 18 лет;
в ОАО «ЗМЗ» Городецкого района предусмотрены затраты на переподготовку и повышение квалификации, внутрифирменное переобучение, выделяются ссуды на строительство жилья.
Перспективным направлением социального партнерства является дальнейшее развитие досудебного разрешения коллективных трудовых споров в трудовых арбитражах. В отчетном периоде департаментом социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области оказывалась методическая и консультационная помощь органам местного самоуправления по предупреждению коллективных трудовых споров при заключении колдоговоров и соглашений.
12 октября 2005 года при проведении профсоюзами Всероссийской акции протеста удалось достигнуть договоренности о проведении данной акции в форме диалога с Правительством Нижегородской области. В своих выступлениях перед участниками встречи члены Правительства дали необходимые разъяснения по прозвучавшим вопросам.
^ В целях дальнейшего совершенствования системы социального партнерства в Нижегородской области в 2006 году планируется проведение следующих мероприятий:
- научно-практической конференции по теме «Повышение жизненного уровня населения Нижегородской области. Проблемы и перспективы»;
- обучение трудовых арбитров и посредников совместно с Волго-Вятским управлением по урегулированию коллективных трудовых споров;
- областных конкурсов на лучшее предприятие (организацию), район (город) по состоянию охраны труда, лучшую организацию внутрипроизводственного обучения персонала;
- круглого стола на тему «Основные направления взаимодействия власти и бизнеса в регионе» в рамках Нижегородской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- заседаний региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с первоочередным рассмотрением вопросов, касающихся приоритетных национальных проектов Президента Российской Федерации, оплаты, охраны и условий труда, занятости, повышения уровня и качества жизни населения, о ходе подготовки организаций Нижегородской области к вступлению России в ВТО;
- расширение сферы деятельности соглашений и коллективных договоров, в т.ч. в сфере бизнеса.
^ Оренбургская область
В рамках системы социального партнерства в области действует областное трехстороннее соглашение «О взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 2005-2007 годы» и 13 областных отраслевых соглашений: в отраслях образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, потребительской кооперации, 9 в сфере общественного обслуживания. Во всех городах и районах области (43 территории) заключены территориальные трехсторонние соглашения. На территориальном уровне заключены 46 отраслевых соглашений.
С целью содействия проведению согласованной экономической и социальной политики, обеспечению интересов всех сторон социального партнерства создана и работает областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Ведущая роль в развитии социального партнерства в муниципальных образованиях принадлежит территориальным трехсторонним комиссиям. В 2005 году на заседаниях комиссий подводились итоги выполнения территориальных и отраслевых соглашений, рассматривались вопросы обеспечения занятости, оздоровления работников и членов их семей, условий и охраны труда и ряд других. В центре постоянного внимания комиссий находится проблема своевременной выплаты заработной платы. В ряде территорий рассмотрены вопросы повышения минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, обсуждались положения об оплате труда работников бюджетной сферы.
На 1 января 2006 года коллективные договоры заключены на 4982 предприятиях области, что составляет 12% от числа учтенных в составе регистра хозяйствующих субъектов Оренбургстата.1 Коллективно-договорным регулированием охвачено 701217 чел., что составляет 97% от среднесписочной численности работников по полному кругу предприятий2 и на 19% превышает среднесписочную численность работников крупных и средних предприятий.3
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года рост количества заключенных договоров составил 4%. Положительная динамика роста числа заключенных коллективных договоров сохраняется в течение ряда лет, что отражается в диаграмме № 1.
Диаграмма № 1
^
Диаграмма № 1
В разрезе отраслей экономики наибольшее количество охваченных колдоговорными отношениями работников трудится в промышленности (25% от общей численности охваченных) и в сельском хозяйстве (19,5%) (диаграмма № 2). Рост защищенности работников колдоговорными отношениями произошел в бытовом обслуживании (на 22,8%) и в прочих видах непроизводственной деятельности (на 10,7%).
Диаграмма № 2
Больше всего коллективных договоров заключено в сфере образования (32,1% от общего числа) и сельском хозяйстве (14,4%) (диаграмма № 3). По сравнению с 1 января 2005 года на 23% больше коллективных договоров стали заключать на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, на 8% - в сфере культуры и искусства, на 7% - на предприятиях бытового обслуживания, на 6% в сфере образования.
Диаграмма № 3
Растет уровень проработки положений коллективных договоров, чему способствуют проводимые в территориях мероприятия по разъяснению положений Трудового Кодекса РФ, разработанный макет коллективного договора. Стороны предусматривают дополнительные по сравнению с действующим законодательством льготы и гарантии работникам, в частности:
- тарифная ставка первого разряда (минимальный должностной оклад) превышают установленный законодательно минимальный размер оплаты труда;
- применение доплат, надбавок и других выплат стимулирующего характера за непрерывный стаж работы на предприятии;
- дополнительные оплачиваемые отпуска и материальная помощь по семейным обстоятельствам – свадьба работника и его детей, рождение ребенка, 1 сентября, похороны близких родственников;
- предоставление беспроцентных ссуд работникам;
- единовременное пособие при выходе на пенсию, ежемесячная материальная помощь неработающим пенсионерам, материальная помощь в день пожилого человека;
- оказание материальной помощи работникам к юбилейным датам;
- обеспечение работников бесплатным и льготным питанием.
Сторонами-партнерами велась работа по выполнению взаимных обязательств, что способствовало решению проблем динамичного развития экономики области, повышению реальной заработной платы работников, развитию системы социального партнерства, сохранению социальной стабильности в области. За 2005 год объем промышленного производства в сравнении с 2004 годом составил 104,5%, в т.ч по видам экономической деятельности:
обрабатывающие производства – 111,7%;
добыча полезных ископаемых – 102,6%;
Оборот розничной торговли составил 54328,6 млн. руб. или 122,1% к 2004 году.
Реальные располагаемые денежные доходы населения за 2005 год увеличились на 14,3%, среднедушевые доходы - на 29,4% по сравнению с 2004 годом.
В 2005 году проводилась профилактическая работа по предупреждению возникновения коллективных трудовых споров. В 13 муниципальных образованиях Оренбургской области созданы службы по урегулированию коллективных трудовых споров, в 29 муниципальных образованиях обязанности по урегулированию коллективных трудовых споров возложены на определенных специалистов администраций муниципальных образований.
В целях оперативного подбора посредников и трудовых арбитров для разрешения коллективных трудовых споров, сформирован и ежегодно уточняется список лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве посредников и трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров в Оренбургской области.
Начисленная заработная плата в среднем по области за январь – ноябрь 2005 года по полному кругу предприятий составила 5875,1 руб., что выше на 24,6% соответствующего периода прошлого года.
Увеличилась заработная плата работников образования на 18,7% и составила 3559 руб., здравоохранения и предоставления социальных услуг на 23,3% - 4158,8 руб.
В организациях всех форм собственности, расположенных на территории области, регулярно проводятся заседания постоянно действующей межведомственной комиссии по проблемам оплаты труда под председательством первого вице-губернатора - первого заместителя председателя Правительства Оренбургской области С.И. Грачева. В работе комиссии принимают активное участие главный федеральный инспектор П.Н.Капишников, работники прокуратуры, областного и арбитражного судов, судебные приставы, налоговая инспекция, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области.
За время существования комиссии (с ноября 2004 года) прошло 12 заседаний, одно из них в форме селекторного совещания с главами муниципальных образований. Были рассмотрены вопросы выплаты задолженности по заработной плате на предприятиях, имеющих наибольшую задолженность в 21
территории. Комиссия изучила положение дел на 83 предприятиях, заслушивались их руководители, приглашались главы муниципальных образований. Особое внимание уделяется рассмотрению положения дел на предприятиях, находящихся в процедуре финансового оздоровления.
В результате совместных действий в 2005 году в области значительно снизилась просроченная задолженность по заработной плате. По состоянию на 1 января 2006 года в сравнении с началом года она снизилась на 68,8 % (на 295,7 млн. руб). Количество предприятий, имеющих долги по зарплате, уменьшилось на 222 или 48,1%. Численность работников, перед которыми организации имеют долги по зарплате, уменьшилась на 48,6 тыс. чел. или на 61,8%.
Динамика снижения задолженности по заработной плате приведена на диаграмме №. 4.
Диаграмма № 4
^
Диаграмма № 5
Основная доля задолженности по видам экономической деятельности приходится на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство – 102 млн. руб. (76,1%), что отражено на диаграмме
№ 5
.Диаграмма № 5
В 2006 году сторонами социального партнерства будет продолжена работа по следующим направлениям:
разработка и принятие регионального закона «О социальном партнерстве в Оренбургской области»;
принятие территориальных соглашений взамен утративших свою силу в связи с окончанием срока действия в 15 территориях области;
принятие отраслевых региональных соглашений взамен утративших свою силу в связи с окончанием срока действия в 5 сферах экономики;
контроль за сроками действия коллективных договоров и соглашений, своевременное принятие новых и пролонгация существующих, повышение роли коллективных договоров и соглашений в регулировании социально-трудовых отношений, конкретизация обязательств, включаемых в коллективные договора и соглашения и направленных на улучшение положение работников;
развитие системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и соглашений, устранение дифференциации в оплате труда по территориям, отраслям и категориям работников, повышение минимального размера оплаты труда и приближение ее к прожиточному минимуму, ликвидация задолженности по оплате труда;
отработка совместно с органами статистики формы отчетности о заключении и регистрации коллективных договоров.
^ Пензенская область В Пензенской области действует областное трехстороннее соглашение о социальном партнерстве между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей, заключенное на 2005 – 2007 годы. В целях контроля за выполнением обязательств соглашения работает областная трехсторонняя комиссия.
По состоянию на 1 января 2006 года в области заключено 100 отраслевых, территориальных и тарифных соглашений, 2988 коллективных договоров (на 1 января 2005 года – 2815). Рост количества коллективных договоров составил 173 или 6,1%.
В Пензенской области с 1999 года создана и действует областная межведомственная комиссия по своевременной выплате заработной платы. В состав комиссии входят представители Правительства Пензенской области, профсоюзов, Государственной инспекции труда, министерств и ведомств. В заседаниях комиссии регулярно принимают участие представители органов местного самоуправления. Проводимая работа дает определенные положительные результаты. По сравнению с началом 1999 года задолженность по заработной плате в Пензенской области сократилась в 12 раз, количество предприятий, имеющих задолженность - в 30 раз.
По сравнению с 1 января 2005 года задолженность по заработной плате снизилась в 3 раза или на 114,4 млн. руб. и на 1 января 2006 года составила 58 млн. руб. За 2005 год количество предприятий, имеющих задолженность, сократилось на 40% и составило 129 предприятий и организаций. Численность работников, несвоевременно получающих зарплату, уменьшилась в 2,7 раза и на 1 января 2006 года составила 12,6 тыс. чел.
На 1 января 2006 года в отраслях бюджетной сферы задолженности по заработной плате нет.
В 2005 году заседания областной межведомственной комиссии по своевременной выплате заработной платы проводились регулярно. В соответствии с планом работы комиссии, проведены проверки своевременности выплаты зарплаты на 43 предприятиях области. Руководители 28 из них приглашены на заседания областной межведомственной комиссии.
Приоритетным направлением в работе областной межведомственной комиссии по своевременной выплате заработной платы является снижение и полное погашение задолженности в сельскохозяйственных предприятиях во всех районах области. За 2005 год удалось добиться снижения задолженности по зарплате в сельском хозяйстве области в 2,1 раза или на 48,2 млн. руб. На 1 января 2006 года задолженность по заработной плате в сельском хозяйстве составила 44,8 млн. руб. Количество хозяйств, имеющих задолженность, сократилось на 40,7% и составило на 1 января 2006 года 96 предприятий и организаций.
В целях активизации работы по снижению и полному погашению задолженности по заработной плате во всех городах и районах области обновлен и усилен состав, расширены полномочия межведомственной комиссии по своевременной выплате заработной платы.
Основной задачей обновленной комиссии является организация взаимодействия органов государственной власти и организаций по обеспечению роста реальной заработной платы и легализации "теневой" ее части, полноты уплаты налоговых отчислений с целью увеличения социальной защищенности работающего населения. Основной акцент в работе комиссии будет делаться на повышение оплаты труда работников предприятий и организаций, имеющих низкий размер официальной заработной платы, до уровня не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Первое заседание межведомственной комиссии состоялось 1 февраля 2006 года. На заседание были приглашены руководители предприятий, осуществляющих транспортные перевозки на территории г.Пензы. Уровень оплаты труда в этих организациях в 2 раза ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения
, в 4 раза среднемесячной заработной платы по области.
Среднемесячная заработная плата в Пензенской области в 2005 году составила 5441,5 руб., ее покупательная способность 2,02 прожиточного минимума трудоспособного населения (2005 год – 2694,6 руб.) По сравнению с 2004 годом среднемесячная зарплата увеличилась в 2005 году на 26,9%.
В отчетном периоде рассмотрены два коллективных трудовых спора. В детской музыкальной школе №8 возник конфликт между администрацией школы и представителями трудового коллектива по вопросу начисления и выплаты премий. Конфликтующим сторонам даны исчерпывающие рекомендации. Конфликт улажен. В ДК им. Дзержинского возник конфликт между директором и представителями трудового коллектива по вопросу сокращения штатов в данном учреждении. Специалистами отдела изучены необходимые материалы по проведению сокращения штатов. На встрече с конфликтующими сторонами директором приняты необходимые меры по трудоустройству сокращенных работников.
Специалисты службы по урегулированию коллективных трудовых споров проводят профилактическую работу на предприятиях области по предупреждению возникающих конфликтов.
В течение 2005 г. в области не зарегистрировано забастовок и коллективных трудовых споров.
В рамках проекта ТАСИС «Трудовое законодательство и арбитраж» в апреле 2005 года проведена деловая игра «Перспективы развития альтернативных способов разрешения трудовых споров в Российской Федерации. Организация и принципы деятельности Трудового Арбитражного суда», в которой приняли участие около 50 представителей сторон социального партнерства области - государственные и муниципальные служащие, представители профсоюзов и работодателей.
^ Основные задачи на 2006-2007 годы: - организация работы областной трехсторонней комиссии в соответствии с планом работы;
- осуществление контроля за ходом заключения, регистрации и выполнения соглашений и коллективных договоров с целью предоставления дополнительных социальных гарантий для населения Пензенской области;
- профилактическая работа в деле недопущения возникновения трудовых конфликтов на предприятиях области.
^
на территории Пензенской области в 2005 году
Пермская область Приоритетной задачей социального партнерства в Пермской области является согласованная политика сторон социального партнерства, способствующая принятию взаимоприемлемых решений, направленных на формирование социально-экономической среды, способной обеспечить повышение качества жизни населения, укрепление конкурентоспособности организаций, повышение инвестиционной привлекательности региона.
В Пермской области действует Соглашение между профсоюзами, работодателями и администрацией Пермской области «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2005-2007 годы», приоритеты которого направлены на:
- снижение уровня бедности населения области, основанное на росте заработной платы и доходов населения;
- обеспечение эффективной занятости, подготовку и повышение квалификации кадров;
- устойчивое развитие экономики, малого, среднего бизнеса и предпринимательства;
- создание безопасных условий труда.
Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в области уделяет большое внимание развитию социального диалога на территориальном уровне. В муниципальных образованиях области заключены территориальные соглашения. В ряде муниципальных образований отсутствуют легитимные объединения работодателей, что нарушает работу переговорного процесса.
Одним из основных обязательств сторон социального партнерства является обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам и принятие мер по ликвидации и недопущению задолженности. В области создана постоянно действующая рабочая группа по контролю за ликвидацией задолженности по выплате заработной платы в организациях области.
За 2005 год в пермской области заключено 2314 коллективных договоров (в 2004 году – 2627). Коллективные договоры заключены в организациях и предприятиях практически всех отраслей экономики. Наиболее значителен охват колдоговорным процессом в непроизводственной сфере: образовании – 32%, здравоохранении – 14%. Меньше всего предприятий, заключивших коллективные договоры, в отраслях торговли и строительства 1 и 2% соответственно. В государственном секторе экономики коллективные договоры имеют 17% предприятий. Низкий удельный вес среди предприятий и организаций общественных объединений – 1% и в частном секторе – 2%.
В 2005 году зарегистрирован один коллективный трудовой спор, который возник в ОАО «Целлюлозно-бумажный комбинат «КАМА», причиной которого стало несогласие работодателя с требованиями профсоюза повысить тарифную ставку I разряда на 15%. В ходе работы примирительной комиссии стороны не достигли согласия и приняли решение продолжить урегулирование спора с участием посредника. В результате проведенной работы администрации предприятия предложила поэтапный график повышения тарифной ставки I разряда на предприятии. Представители работников согласились с предложением администрации и коллективный трудовой спор был урегулирован.
В 2005 году на территории области прошли протестные акции профсоюзов и населения. Наиболее масштабными были акции протеста пенсионеров против замены натуральных льгот денежными компенсациями в г. Перми в январе 2005 года.
По инициативе межрегионального независимого профсоюза работников речного и морского транспорта в августе 2005 года прошел митинг, участники которого выразили протест против требования о снижении цен на судовое топливо и установлении государственного регулирования цен на топливо. В митинге приняло участие 211 чел.
В сентябре 2005 года состоялась акция профсоюзов оборонно-промышленного комплекса с участием около 5 тыс. чел. и поддержкой профсоюзов других отраслей.
Профсоюзы работников бюджетной сферы: образования, здравоохранения и культуры приняли участие во всероссийской акции протеста в октябре 2005 года с требованием повышения заработной платы.
В настоящее время органа по труду на территории области не существует. Полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров, мониторингу акций протеста населения, изучению причин их возникновения, принятию мер по предотвращению и разрешению конфликтов переданы Департаменту политики Пермской области.
^ Коми-Пермяцкий автономный округ В 2005 году в округе действовало трехстороннее Соглашение между профессиональными союзами, работодателями и Администрацией Коми-Пермяцкого автономного округа «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 2003 -2005 годы», создана трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Результатом работы комиссии стало снижение уровня травматизма в округе, повышение роли сторон социального партнерства в решении социально- трудовых отношений.
На первом заседании трехсторонней комиссии в 2006 году рассмотрен вопрос «О реализации приоритетных национальных проекто