Главная » 2013 » Июнь » 15 » Трудовые права: работники, работодатели, профсою�
|
|
|
Трудовые права: работники, работодатели, профсою�
1.Трудовые права: работники, работодатели, профсоюзы2.Графики и открытые вопросы3.Электронная фокус-группа 4.Опрос экспертов 5.Приложение.Таблицы 1.Трудовые права: работники, работодатели, профсоюзы Пореформенное время привнесло в жизнь россиян множество социальных новшеств. Одно из важных изменений связано с появлением такой социальной номинации, как 'наемный работник', с пониманием того, что существует работодатель, ставящий задачи и оплачивающий трудозатраты работника, и существует сам работник – исполнитель: - '
Модератор: Работодатели – это только государство?
1-й участник: Почему? Не обязательно. Конечно, работодатели – это и акционерные общества, и частные. 2-й участник: Работодателем может быть любой человек. 3-й участник: Не человек, а юридическое лицо. 1-й участник: Не обязательно юридическое лицо. Мне нужно, чтобы мне помыли окна. Я нанимаю – я работодатель. Так получается. 4-й участник: Может, просто обобщить: тот, у кого есть деньги, кто вам платит, тот будет этой стороной, в конечном счете. Государство или предприятие – кто угодно... Или я, когда я нанимаю вырыть яму рабочего. Я зампредседателя большого гаражного кооператива. Вот есть люди, мы их нанимаем, они ставят ограничительные столбики. Вот трудовые отношения. Поэтому я указываю пальцем, где рыть яму, хотя вроде бы не похож...' (ДФГ, Москва). Появление в языке двух новых социальных типизаций является индикатором более обширных процессов в сфере трудовых отношений. Помимо этого пришло понимание, что интересы работника лишь отчасти совпадают с интересами работодателя, но условия его труда зависят от системы норм, де-факто действующих на данном предприятии или в организации. Таким образом, в сфере трудовых отношений появилась основа для конкуренции между работодателем и наемными работниками за возможность участвовать в конструировании 'правил игры', за кодифицирование и соблюдение норм трудового взаимодействия и условий труда. В ситуации, когда прежняя нормативная база перестала быть действенной и адекватной новым реалиям, преимущество получал тот из субъектов трудовых отношений, кто обладал б ольшими социальными ресурсами, б ольшими возможностями для структурирования социальной ситуации на предприятии или в организации. Как правило, таковым оказывался именно работодатель, занимавшийся структурированием социальной ситуации в 'своем хозяйстве' в значительной части только по своему усмотрению и преимущественно – исходя из своих непосредственных интересов. Изменения в сознании работников происходили медленнее, но постепенно люди понимали, что они также являются субъектом именно этой системы отношений (работодатель / работник), а не прежней, где в качестве доминирующего субъекта выступало государство, государственное законодательство, гарантировавшее право на труд и осуждавшее 'тунеядство'. Однако, раз начавшись, этот процесс привел к двум существенным моментам: во-первых, категория трудящийся в сознании людей стала замещаться категорией наемный работник, а, во-вторых, россияне стали понимать, что условия труда и правила трудовых взаимоотношений могут и должны определяться с учетом интересов наемного работника. - 'В предыдущем государстве нашем, Советском Союзе, все были обязаны работать, все были работники для государства, понимаете. Я тогда не могла не работать, у меня были деньги, но я должна была работать, или я была тунеядец, что было незаконно. А сейчас нет, сейчас не все наемные работники – если у меня есть какой-то капитал, я могу работать, а уже не быть наемным работником'
(ДФГ, Москва).
- 'Трудовые отношения между нанимателем и наемным лицом, т.е. между мной и работодателем, директором (это хозяин, наниматель) и нанимаемыми, – сейчас это каким-то рабством попахивает. У нас теперь хозяин. Если он сказал, будешь делать. Не будешь – завтра уйдешь. Правильно сказали: между сотрудниками отношения должны быть коллективные. А если есть отношения между сотрудниками, то хозяину будет очень трудно убрать или по своему усмотрению вертеть'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Я считаю, что трудовые отношения – это отношения между работодателем и человеком, который трудоустраивается, работником. Какие они, зависит от того, частное это предприятие или государственное. На госпредприятии – хотя зарплата гораздо меньше, но там более приемлемые условия труда: там более нормирован рабочий день, по крайней мере; там можно поспорить, так скажем, с начальством; там есть профсоюз'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Абсолютного равенства в этих отношениях не может быть изначально, потому что всегда есть заказчик, всегда есть исполнитель. Есть люди, организации, которые обладают ресурсами, возможностями, и есть люди, которые хотят, произведя что-то, воспользоваться какими-то эквивалентами. Я думаю, что помимо отношений между начальником и подчиненным, это и отношения между сотрудниками предприятия внутри самого коллектива'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
По данным последнего массового опроса, две трети россиян (66%) знают выражение 'наемный работник' и еще 29% слышали его. Значительная часть опрошенных относится к этому словосочетанию без видимого неприятия, в их ответах присутствуют указания на те или иные признаки этой социальной роли – работа за деньги, работа по договору, работа по найму. В ответах примерно пятой части респондентов (21%) читается противопоставленность этой категории другой, также атрибутированной трудовым отношениям – 'работодателю', 'хозяину'. - 'Наемный работник – человек, подписавший договор с предприятием, договор о найме на работу. В договоре должны быть оговорены условия труда, срок, на который его наняли, права и обязанности'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Наемный работник – это тот, который отдает свой труд за деньги. Тот, кто не предприниматель. Предприниматель тоже получает деньги за труд, но он предлагает какой-то объем работы. А работник отдает свой труд. Чиновник – тоже наемный работник, но его нанимает государство'
(ДФГ, Москва).
- 'Наемный работник – если хозяин тебя нанимает на работу, а не государство'
(открытый вопрос).
- 'Наемный работник – он не участвует в распределении капитала, не владеет активными фондами'
(открытый вопрос).
Значительная доля субъективных определений понятия имеет негативные смыслы (28%). В них наемные работники описываются в качестве слаборесурсной группы, занимающей подчиненную позицию в системе трудовых взаимоотношений: - 'Богатые нанимают бедных в услужение'
(открытый вопрос).
- 'Как холоп к хозяину нанимается'
(открытый вопрос).
- 'Он ничего не имеет, никаких акций, работает, и все'
(открытый вопрос).
- 'Наемный работник – это бесправный человек'
(открытый вопрос).
- 'Пашет день и ночь на хозяина и получает копейки'
(открытый вопрос).
- 'Наемный работник – это тот, который исполняет работу, ту, которую ему предложили, и именно на тех условиях, которые ему предложили. Как я знаю, сейчас не очень-то можно диктовать свои условия работодателю, особенно, если это частное предприятие'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Интересы диаметрально противоположны. Каждый хочет получить свою выгоду: работодатель – чтобы за меньшее вознаграждение максимум отдачи, а мы, которые приходим наниматься, чтобы были и гарантии, и условия труда, и работа по профилю или образованию, нашим навыкам. А порой бывает, что работа выжимает у тебя все, но ты вынужден это делать для того, чтобы остаться на рабочем месте'
(ДФГ, Воронеж).
- 'То, что было в 96-97 годах, я могу назвать 'неорабством'. Рабы когда работали, их кормили, а тут человек работает, ему не дают зарплату и фактически лишают его всяких средств к существованию. Это новое рабство. И наемный работник таким оказывался не столько в фирмах каких-то, сколько у государства'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Одним из атрибутов современности стали трудовые конфликты. И рядовые граждане, и региональные эксперты сходятся во мнении, что конфликты между работниками и работодателями – частое явление в сегодняшней жизни. Об этом говорили 70% опрошенных рядовых граждан и три четверти экспертов. Примерно половина участников массового опроса (46%) и две трети экспертов ответили, что за последний год события подобного рода происходили лично с ними или же приключались с их близкими. В основном это люди 'активного трудового возраста' – от 18 до 50 лет:
Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, за последний год у Вас лично, у Ваших близких, знакомых случались или не случались конфликты с работодателями?' Все Возраст 18 – 35 лет 36 – 50 лет старше 50 лет Случались 46 53 53 34 Не случались 42 38 40 48 Затрудняюсь ответить 12 10 7 18 Возможно, что 'конфликтом с работодателем' люди могли называть и какие-то частные ситуации или личные недоразумения, но все-таки данные позволяют говорить о том, что россиянам эта проблема знакома не понаслышке, и по большей части 'трудовой конфликт' понимается именно как конфликт из-за нарушения прав работника и из-за финансовых претензий к работодателю. - 'Зарплата маленькая и невовремя'
(открытый вопрос).
- 'Частник, хозяин, не отпускает в отпуск, не оплачивает его, в том числе по беременности'
(открытый вопрос).
- 'Заболевшим не платит больничный лист, а отправляет в отпуск за свой счет'
(открытый вопрос).
- 'Людей за людей не считают, относятся, как к рабочей скотине'
(открытый вопрос).
- 'Мы не привыкли, за всю свою жизнь ни одного договора не заключали, и поэтому мы иногда оказываемся просто в галоше и в плане оплаты, и в плане того, что я должен делать и что не должен, что обязан и что нет'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Конструктора разработали, мы внедрили, начали выпуск деталей. Так прибавьте нам заработную плату! Нет, вам прибавить мы не можем. Сначала надо провести тестирование, чему вы соответствуете, ваши профессиональные знания, а вот потом мы повысим. По западному образцу собираются тестирование проводить, а зарплату не собираются минимальную по России платить. Вот здесь – отношения наемного работника и нанимателя. Никуда от этого не деться'
(ДФГ, Воронеж).
Столь резкие характеристики основываются на довольно широко распространенном убеждении, что сегодня у работников нет особых возможностей защитить свои права и что ситуация с правовой защищенностью в конфликтных ситуациях по сравнению с советскими временами ухудшилась (соответственно – 66% и 70% от числа всех опрошенных). Поэтому неудивительно, что значительная часть россиян высказывается за изменение трудового законодательства, надеясь, с одной стороны, на законодательную защиту своих прав и, с другой стороны, на то, что государство все-таки возьмет сферу трудовых взаимоотношений под контроль. Наибольший пессимизм относительно возможности защиты прав наемного работника высказывают как раз те из респондентов, кто сам лично или же чьи родственники оказывались в ситуации конфликта с работодателем. Они заметно чаще сомневаются в действенности существующих способов защиты трудовых прав: Все опрошенные Конфликты с работодателем за последний год... случались не случались затр. ответить Доли групп (%) 100 46 42 12 Вопрос: 'Как Вы думаете, сегодня у работника есть возможность защитить свои права, отстоять свои интересы в конфликтах с работодателем или такой возможности нет?' есть 25 23 27 21 нет 66 73 63 55 затрудняюсь ответить 9 4 10 24 Вопрос: 'Как Вы думаете, сегодня профсоюзы помогают или не помогают защитить права работника?' помогают 18 16 23 14 не помогают 57 65 52 47 затрудняюсь ответить 24 19 26 39 Вопрос: 'Как Вы думаете, помогает или не помогает защите прав работника индивидуальный договор (контракт) между работником и работодателем?' помогает 47 51 46 36 не помогает 27 31 24 19 затрудняюсь ответить 26 18 30 45 Среди участников фокус-групп были такие, кто в прошлом оказывался в ситуации трудового конфликта. События в каждом конкретном случае развивались по-разному, но, что характерно, достижение успеха при защите своих прав отнюдь не добавило респондентам оптимизма, скорее послужило основанием для скептических суждений. - '
1-й участник: Отстоять права очень сложно – ценой очень больших усилий. Когда я работала на своей работе, когда нам два года не платили, то мы всем коллективом в итоге подали в суд, и еще через два года мы эти деньги получили, отсудили. Мы сначала без компенсации подали, потом надо было подать с компенсацией, но на это у меня, например, духу не хватило.
2-й участник: В Конституции записано, что работодатель должен обеспечить заработную плату. 3-й участник: Это можно с трудом и только на госпредприятии. У частного лица ничего не добьешься. 2-й участник: И на частном точно так же ты можешь подать заявление в суд, если это предприятие, конечно, просуществует. Знакомый работал на частном, его уволили, просто ни за что. Хоть и суд, и все, его потом не взяли. А смысл какой подавать потом в суд на частное лицо? Суд ничего не сделает. Там есть хозяин. Хочет – берет обратно, не хочет – не берет. 3-й участник: Ничего не изменилось. Тогда было плохо, и сейчас плохо. Это сейчас видимость того, что можно через суд. И то, что по суду выплачивают, это совсем не зависит от законодательства и от возможности суда в отстаивании своих прав. Это не трудовыми отношениями все складывается, это складывается политикой – политикой государства' (ДФГ, Санкт-Петербург). - 'У нас в детсаду единственное нарушение прав – это постоянная невыплата вовремя зарплаты, постоянно задержка на два-три месяца. Мы писали письмо в образовательную систему и выше, потом еще выходили на площадь, был даже митинг. Там сказали, что в течение какого-то времени если не выплатят, то школы и сады совсем перестанут работать. Хотя, конечно, это бесполезно – все равно все бы работали. Это просто так – чтобы выплатили. Они сразу и выплатили, но сейчас вообще неизвестно, когда заплатят'
(ДФГ, Воронеж).
Как показывают исследования протестного движения и трудовых конфликтов, если мирные и социально приемлемые формы протеста и защиты своих прав не приносят удовлетворительного результата, создаются благоприятные условия для радикализации настроений, и возможен переход к более жестким формам действий. Одним из существенных, на наш взгляд, достижений прошедшего десятилетия стал процесс институционализации трудовых конфликтов, трудовых споров и, в целом, протестной активности. В протестных акциях использовались самые разнообразные приемы и формы действий, в том числе и самые радикальные. В настоящее время в сознании людей, по-видимому, понемногу формируется представление о том, что необходимы институциональные механизмы регулирования трудовых споров и конфликтных ситуаций, а также механизмы контроля за соблюдением прав работников. Нынешняя ситуация воспринимается как 'правовой вакуум', когда правила взаимодействий устанавливает сильнейший при практически полной пассивности государства. - 'Наемный работник в силу своего положения законопослушен – я не имею в виду людей маргинальных каких-то. А работодатель и в лучшие времена никогда законопослушным не был, а сейчас-то просто полнейший произвол. КЗоТ какой-то существует, но тебя могут вызвать и сказать: 'Старичок, надо отработать'. Ты говоришь: 'А на каких условиях?'. 'Условия я тебе потом объясню'. Кто в этом случае следит за моими правами? И это на государственном предприятии – тогда я работал, я инженер по образованию'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Сейчас есть только законы безвременья. Вспомните предыдущий лозунг этой эпохи Ельцина: 'Что не запрещено, то разрешено'. Законы все старые отменили, новые не написали, и поэтому так это все происходит. От этого, что нет законов, и нет надзорных органов за этими законами'
(ДФГ, Воронеж).
Высказывания об 'отсутствии законов' свидетельствуют о том, что государственное законодательство и надзорные органы не позиционированы ни в сознании людей, ни в их жизни в качестве одного из участников трудовых отношений. Поэтому оказываются затруднены (а зачастую и невозможны) коллективные формы защиты трудящимися своих интересов и прав: выработка 'правил игры' в организациях и предприятиях происходит неформальным образом, без учета существующих нормативных требований и предписаний. В результате работник становится своего рода 'заложником' системы неформальных отношений, договоренностей и слабо кодифицированных правил – независимо от того, насколько благоприятны или не благоприятны для него эти договоренности и правила. В таких ситуациях преимущество остается за той стороной, которая обладает б ольшим разнообразием ресурсов и б ольшими способностями к их мобилизации. Материалы опроса позволяют сделать вывод, что значительная часть россиян не рассматривает действующее законодательство в качестве социального ресурса для общения с работодателем. 2.Графики и открытые вопросы КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РАБОТНИКАМИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ ВОЗНИКАЮТ ЧАСТО ИЛИ РЕДКО?  СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД У ВАС ЛИЧНО, У ВАШИХ БЛИЗКИХ, ЗНАКОМЫХ СЛУЧАЛИСЬ ИЛИ НЕ СЛУЧАЛИСЬ КОНФЛИКТЫ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ?  КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕГОДНЯ У РАБОТНИКА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА, ОТСТОЯТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ В КОНФЛИКТАХ С РАБОТОДАТЕЛЕМ ИЛИ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТ?  КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ СЕГОДНЯ У РАБОТНИКОВ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА, ОТСТОЯТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ В КОНФЛИКТАХ С РАБОТОДАТЕЛЕМ?  КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОМОГАЕТ ИЛИ НЕ ПОМОГАЕТ ЗАЩИТЕ ПРАВ РАБОТНИКА КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР (ТО ЕСТЬ ДОГОВОР, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ РАБОТОДАТЕЛЕМ С КОЛЛЕКТИВОМ РАБОТНИКОВ)?  КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОМОГАЕТ ИЛИ НЕ ПОМОГАЕТ ЗАЩИТЕ ПРАВ РАБОТНИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДОГОВОР (КОНТРАКТ) МЕЖДУ РАБОТНИКОМ И РАБОТОДАТЕЛЕМ?  КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕГОДНЯ ПРОФСОЮЗЫ ПОМОГАЮТ ИЛИ НЕ ПОМОГАЮТ ЗАЩИТИТЬ  ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ВЫСТУПАЮТ ПРОФСОЮЗЫ - НА СТОРОНЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ИЛИ НА СТОРОНЕ РАБОТНИКА?  ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ, ИЗ-ЗА ЧЕГО ЧАЩЕ ВСЕГО ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РАБОТНИКАМИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ?  Суждения респондентов(в % от числа опрошенных по России) Претензии со стороны работника 75 Финансовые 60 Оплата труда 60 - 'Неполная оплата'; 'финансовые вопросы'; 'недоплата'; 'из-за денег в основном'; 'задолженность по зарплате'; 'из-за невыплаты заработанных денег'; 'мало платит хозяин за труд'; 'задержка заработанных денег'; 'зарплата не устраивает'; 'зарплата маленькая и не вовремя'; 'задержка денег, низкая зарплата'; 'оплата труда, расценки, условия труда'; 'из-за несправедливой оплаты'; 'когда не устраивает зарплата'; 'из-за денег, премий'; 'из-за зарплаты, на которую нельзя жить'; 'хозяева платят мало'; 'народ обижается из-за маленькой зарплаты'; 'зарплата (стабильная выплата, величина)'; 'денежные вопросы'.
Оплата отпусков, больничных 1 - 'Из-за больничных листов'; 'бюллетени не всегда оплачиваются'; 'частник хозяин не отпускает в отпуск, не оплачивает его, в том числе по беременности'; 'заболевшим не платит больничный лист, а отправляет в отпуск за свой счет'; 'неоплаченный больничный лист, отпуск за свой счет'; 'больничные'.
Производственные 15 Условия труда 8 - 'Из-за условий труда'; 'из-за отсутствия нормальных условий труда'; 'нарушение норм безопасности'; 'ухудшение условий труда'; 'из-за плохих условий труда'.
Эксплуатация работника работодателем 4 - 'Зарплата маленькая, а требования большие'; 'требуют того, что не входит в обязанности работника'; 'длительный, тяжелый труд с низкой оплатой'; 'завышенные требования к работникам и заниженная оплата'; 'неоплачиваемая сверхурочная работа'; 'работодатель при большой занятости и интенсивности хочет заплатить работнику меньше зарплаты'; 'из-за требований выполнения лишней работы'.
Стиль руководства 3 - 'Высокомерие работодателя'; 'людей за людей не считают, относятся, как к рабочей скотине'; 'грубое обращение'; 'начальство не любит слушать мнение сотрудников'; 'начальник считает себя Президентом и не считается с рабочим, только повелевает'; 'отношение работодателей к своим работникам'; 'иногда работодатели унижают работника'; 'из-за хамского отношения руководителей к подчиненным'; 'неуважение к работнику'.
Трудовой график 1 - 'Ненормированный день'; 'из-за выходных'; 'длинный трудовой день, мало выходных'; 'продолжительность рабочего дня'; 'из-за неурочной работы и в выходные дни'; 'ненормированность труда, нет определенного графика'; 'удлиняют рабочий день'.
Правовые 12 Бесправие, социальная незащищенность работников 6 - 'Нет социальных гарантий у рабочего'; 'люди боятся, что их уволят, беспредел руководства предприятий'; 'отсутствие правовой защиты трудящихся'; 'незащищенность'; 'как раньше были рабы, так и сейчас'; 'власть у работодателя, работник бесправен'; 'из-за полной зависимости работника от работодателя'; 'зажимает права рабочих'.
Нарушение трудового договора 4 - 'Нарушение трудового договора нанимателем'; 'когда работодатели не выполняют своих обязательств по договору'; 'несоблюдение трудового контракта'; 'невыполнение пунктов контракта'; 'работодатель не выполняет условия договора с работником'; 'невыполнение договоренности'.
Нарушение КЗоТа 3 - 'Нарушения трудового законодательства'; 'из-за приема на работу без оформления документов'; 'несоблюдение Трудового кодекса'; 'работодатели не выполняют законы'; 'нарушение КЗоТа'; 'из-за несоблюдения законов о труде'; 'незаконное увольнение'; 'невыполнение закона работодателем'; 'несоблюдение КЗоТа со стороны администрации'.
Претензии со стороны работодателя 7 - 'Качество работы'; 'из-за нечестной работы'; 'безалаберность'; 'из-за невыполнения своих обязанностей'; 'менталитет у людей еще не дорос, не понимают ответственности, привыкли работать, как на государственном предприятии, безответственно'; 'безразличное отношение к работе, невыполнение своих обязанностей'; 'люди не совсем сознательно относятся к работе'; 'наемные работники равнодушны, нет старания'; 'некомпетентность работника'; 'неисполнительность, раздолбайство со стороны работника'; 'отношение к работе'; 'лень подчиненных'; 'не хотят работать'; 'из-за прогулов, пьянства'; 'люди разбаловались, работать не хотят и пьют'; 'из-за пьянства на работе'; 'из-за дисциплины'; 'недисциплинированность, пьянство рабочих, прогулы'.
Межличностные отношения 3 - 'Из-за недопонимания'; 'не сходятся характерами'; 'не складываются отношения между работником и работодателем'; 'личные отношения, несовместимость'; 'чисто личностные отношения'; 'характеры и мнения'; 'из-за личной неприязни'.
Конфликты, возникающие в ходе трудового процесса 2 - 'Из-за работы'; 'профессиональные разногласия'; 'профессиональные причины'; 'рабочие моменты'; 'вопросы по работе'.
Изначальный антагонизм, противоположность интересов работодателя и наемного работника 1 - 'У каждого свои интересы'; 'антагонизм между сторонами'; 'интересы разные, а компромиссам нас не научили, не умеем грамотно выйти из этого конфликта'; 'из-за разности интересов, т.к. принадлежат к разным социальным слоям'; 'стороны желают каждый свое: работодатель – чтобы было производство, работник – больше зарплаты и свободного времени'; 'интересы разные у нас'.
Другое 1 - 'Население юридически безграмотно'; 'мы воспитаны на вере в справедливость, а ее не существует'; 'из-за расслоения страны на богатых и бедных'; 'обозленность, неустройство жизни'.
Нет ответа, ответ не на тему 16 Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 12-13 мая 2001 г. 1500 респондентов.
|
|
|
Просмотров: 378 |
Добавил: artaittelt
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|