Обращение в суд с исковым заявлением и возврат денег.
В июле 2012 года в магазине «Гипермаркет НАШ», где я работал контролёром, проводился очередной медосмотр сотрудников. И снова заработала кассовая машинка: работники отдавали медицинскому агентству «БИОН» свои деньги, получая взамен чеки.
Чтобы остановить беззаконие, я решил, что подам исковое заявление в суд с требованием, обращённым к работодателю, вернуть мне деньги, уплаченные за прохождение мною медосмотров. И подал.
Кроме того, я обратился в прокуратуру с письменной просьбой, чтобы всем сотрудникам, уплатившим деньги за медосмотр, уплаченные деньги были бы возвращены работодателем.
Ещё одно письмо о нарушении трудовых прав работников в «Гипермаркете НАШ» ОАО «Седьмой континент» было направлено мною в Государственную инспекцию труда.
13 августа 2012 г. определением Головинского районного суда г. Москвы моё исковое заявление о возмещении мне 2 тысяч 100 рублей, уплаченных за прохождение медосмотра, было принято к производству и назначено предварительное судебное заседание.
27 августа того же года Государственная инспекция труда в городе Москве своим письмом подтвердила факт нарушения ОАО «Седьмой континент» нормы трудового права.
30 августа 2012 г. от ОАО «Седьмой континент» на моё имя поступил почтовый перевод на сумму 2 тысячи 100 рублей.
1 сентября 2012 г. на собрании работников «Гипермаркета НАШ» представителем администрации было объявлено, что впредь деньги за медосмотр с сотрудников взиматься не будут.
Ниже приводятся тексты перечисленных документов.
Как верно отмечается в издании Комитета общественных связей города Москвы брошюре «Идём в суд», «только личное обращение каждого за защитой в судебные органы может изменить картину в целом, отучить недобросовестных работодателей нарушать нормы закона». (1).
1 – Идём в суд. М., 2012 г. С. 4
Определение Головинского райсуда г. Москвы.
Часть 3. Смешение и подмена трудовых отношений. Нарушение публичных отношений.
nbsp;Для охраны жизни, здоровья и собственности индивидуальные предприниматели и юридические лица торговых и других организаций заключают договора на обслуживание с частными охранными предприятиями на основе федерального Закона «О частной детективной и охранной деятельности».
В целях обеспечения своей деятельности сотрудники частных охранных предприятий, имеющие соответствующую лицензию, Законом наделены правом применять физическую силу, специальные средства, а также задерживать других людей против их воли и незамедлительно передавать их в правоохранительные органы. Передача задержанных регистрируется в специальном журнале частного охранного предприятия о передаче задержанных в местный отдел МВД РФ.
Мы видим, что на основе специально принятого в этих целях Закона в частных охранных предприятиях создан особый вид трудовых отношений между охранным предприятием и частным охранником по охране жизни, здоровья и собственности заказчиков.
Предприятия торгового и другого обслуживания нередко заключают с частными охранными организациями подобные договора на обслуживание.
Трудовые отношения между сотрудником магазина и магазином в целом можно определить как отношения по организации и производству торговли товарами, находящимися в магазине. Глубинную суть всех занятых в магазине сотрудников, включая уборщиц, грузчиков, продавцов, директора, можно коротко определить как продавец, работник торговли.
Таким образом, трудовые отношения в частных охранных предприятиях и на интересующем нас предприятии торговли строятся на разной правовой и профессиональной основе и имеют различное содержание.
К несчастью, у некоторых бывших или потенциальных заказчиков охранных услуг есть неправильная тенденция: попытаться обойти закон и сделать всё самому, без ЧОПа, но как в ЧОПе, ставя тем самым под угрозу жизнь и здоровье своих непросвещённых сотрудников.
Пользуясь относительно невысокой правовой грамотностью населения и своих сотрудников, некоторые работодатели явно хотели бы использовать в качестве частных охранников сотрудников организуемой ими службы контроля, то есть не лицензированных охранников, а своих рядовых работников.
Так, при открытии в 2005 году «Гипермаркета НАШ» на Большой Черёмушкинской улице Москвы в нём работало на договорных началах Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Альфа-Вымпел». Вскоре договор с этим предприятием был расторгнут, а вместо него из сотрудников магазина организована служба контроля.
Книга о передаче задержанных в ОМВД по району Котловка г. Москвы,
принадлежащая ЧОПу «Альфа-Вымпел», каким-то чудом уцелела, и, что ещё более удивительно, до сих пор годами находится теперь уже в комнате для службы контроля. Примечательно, что на двери и внутри комната эта своего названия не имеет.
Места в гипермаркете, на которых работали частные охранники, до сих пор называются «постами», а контролёрам службы контроля ставится задача осуществить не менее 5-ти задержаний в месяц.
Дезориентации сотрудника службы контроля объективно способствуют и невыдача на руки текста трудового договора в момент его подписания сотрудником при устройстве на работу, и отсутствие на постах перечня прав и обязанностей контролёров.
В итоге недобросовестным работодателем фактически создаются условия, в которых сотрудник магазина выполняет функции частного охранника.
В случае причинения покупателем увечья здоровью контролёра или лишения контролёра жизни магазин не понесёт за это никакой юридической ответственности и не выплатит контролёру или его семье ни копейки страхового возмещения, потому что юридически контролёр является сотрудником магазина, а не частным охранником, жизнь и здоровье контролёра не застрахованы ОАО «Седьмой континент».
Более того, вина за наступившие для жизни или здоровья контролёра непоправимые последствия частично или полностью может быть возложена именно на него самого, так как выяснится, что, согласно трудовому договору, он не имел права оказывать охранные услуги, на которые имеет право только частный охранник.
При полном отсутствии профсоюзного контроля за выполнением коллективного договора и составлении коллективного договора без гласного обсуждения на собраниях членов профсоюза, получила распространение и другая порочная практика, когда сотрудникам службы контроля предписывается «наказывать» покупателей, замеченных в выносе неоплаченного товара. То есть совершать самоуправные, уголовно наказуемые действия, связанные с вымогательством денег.
Как свидетельствуют об этом средства массовой информации, тенденция «наказывать» покупателей, минуя суд, и вымогать у них деньги, свойственна в настоящее время магазинам различных фирм.
Перечисленным вопросам посвящена моя другая брошюра «Для повышения культуры торговли», которую процитирую ниже.
Список условий, объективно способствующих распространению нарушений трудовых и публичных прав граждан, был бы не полным, если бы не назвать ещё одного условия: отсутствия современных правил торговли, регулирующих отношения между продавцом, частным охранником, с одной стороны, и покупателем, с другой, в торговом зале.
На мой взгляд, в законодательстве по данному вопросу существует пробел. Поэтому в приложении к брошюре приводится текст моего письма-предложения в Московскую городскую думу и промежуточный ответ на него.









«Руки вверх!»
Достоинство человека и гражданина в Российской Федерации находятся под охраной закона.
«Достоинство личности,- читаем в части 1 статьи 21 Конституции РФ,- охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Под достоинством личности (или человека) в объективном смысле понимаются присущие человеку от рождения разум, воля и чувство (1), - инструменты, при помощи которых он общается с другими людьми, создаёт законы, составляет и подписывает вместе в работодателем трудовой и коллективный договора, и т.д.
Часть 1 статьи 22 Конституции РФ определяет, что «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность».
Часть 1 статьи 23 Конституции РФ определяет, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни».
Статьи 21, 22 и 23 Конституции относятся к главе второй Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Гарантом прав и свобод человека и гражданина, заключающих в себе высший смысл всей деятельности российского государства, является ни кто иной, как Президент Российской Федерации (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).
Ограничение права человека на неприкосновенность его частной жизни, включая проведение личного обыска, досмотр вещей и одежды лиц, входящих на территорию исправительно-трудовых учреждений или выходящих с неё, осуществляется на основании соответствующих норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ в целях обеспечения порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы по приговору суда.
Так, в части 5 статьи 82 УИК РФ «Режим в исправительных учреждениях и его основные требования» сказано, что «осуждённые, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осуждённых – досмотру».
Обеспечение права работников предприятий, учреждений на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности Трудовой кодекс РФ относит к числу основных принципов правового регулирования, рассматривая трудовые отношения как непосредственно связанные с обеспечением права работников на защиту своего достоинства (ст. 2 абз. 19):
«Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными
1 – Конституция Российской Федерации. Комментарий. – М., «Юридическая литература», М., 1994 г. С. 138.
принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
- nbsp; обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности».
nbsp;Обязанность обеспечить право работников на защиту своего достоинства в период осуществления ими трудовой деятельности возложена на работодателя (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Теперь представьте, что вы – работник и ваш трудовой день окончен. Вы направляетесь к проходной, где сидящий у двери другой сотрудник начинает буквально ощупывать ваше тело, ноги, руки, карманы, одежду сверху донизу, рыться в вашей сумке. Такие сцены мы наблюдаем в кино, когда показывают или места лишения свободы или годы нацистской оккупации стран Восточной Европы. Но вы-то не в кино, а на работе. И ощупывают вас, а не кого-то там за кадром.
Вы знаете, что с работодателем вы заключили трудовой договор как равноправные стороны и что в отношении вас нет никакого решения суда о наказании в виде лишения свободы. Нацистская оккупация, согласно историческим данным, окончилась в 1945 году. Поэтому вы задаёте себе вопрос: а что, собственно, с вами происходит и на каком основании?
Я не знаю другого магазина, за исключением «Гипермаркета НАШ» ОАО «Седьмой континент», где ещё применяется подобный личный досмотр сотрудниками друг друга.
Предположительно эту «традицию» принёс в магазин один из сотрудников, ранее занимавшийся охраной заключённых в местах лишения свободы. Манера бывшего провинциального «вертухая» относиться к работникам как к лицам, находящимся в местах лишения свободы, кому-то из начальства, видимо, очень понравилась, и её начали практиковать из года в год по отношению ко всем сотрудникам «Гипермаркета НАШ».
Если бы существовала достоверная информация о том, что сотрудники данного магазина на Большой Черёмушкинской улице Москвы воруют чаще или больше, чем сотрудники других магазинов или чем покупатели, такое отношение к ним ещё можно было хоть как-то понять. Но не оправдать.
Но таких сведений нет.
Вместо них есть полудикое отношение к человеку труда – гражданину Российской Федерации, систематическое унижение его достоинства. Есть распущенность и безнаказанность мелкого начальства, которое, вопреки закону, допускает нарушение как трудовых, так и связанных с ними других конституционных прав и свобод человека и гражданина. Есть фактическое отсутствие по месту события профсоюзной работы профсоюзной организации и профсоюзной защиты униженных членов профсоюза.
Есть, наконец, подмявший едва ли не всех под себя, одуревший в доску и забывший о своих законных обязанностях работодатель. Есть установленный им корпоративный «закон» и соответствующая ему законность: «климат» «Седьмого континента», напоминающий место для исполнения наказаний.
Кто сам постоянно нарушает закон, тот и в других видит себе подобных. «Рыбак рыбака видит издалека».
Бесконтрольное премирование.
nbsp;К формально существующему в ОАО «Седьмой континент» коллективному договору, заключённому между работодателем и формальным профсоюзом 26 ноября 2010 года, есть приложение номер 3 «О премировании работников ОАО «Седьмой континент».
Согласно пункту 1-му данного Положения, премии выплачиваются «за перевыполнение производственных заданий, плановых показателей деятельности, обеспечение повышенного качества продукции и услуг, проявления трудовой инициативы работниками».
Профсоюз, согласно пункту 1.10.2. Коллективного договора, обязуется «контролировать предоставление работникам льгот и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим договором, локальными нормативными актами Общества».
Поскольку же профсоюзных собраний, во всяком случае в «Гипермаркете НАШ» «Седьмого континента», что на Большой Черёмушкинской улице столицы, никогда не собиралось и в контрольные органы профсоюза также никто из работников «Гипермаркета» никогда не избирался, то контролировать здесь выполнение Коллективного договора соответственно некому. То есть Положение о премировании Коллективного договора реализуется работодателем единолично, без участия профсоюза, в весьма благоприятном для работодателя «климате».
Выше мы уже говорили о том, что представляет собой этот корпоративный «климат». Напомним, что Коллективный договор ОАО «Седьмой континент» предусматривает выплату зарплаты работникам два раза в месяц. На самом деле выплат не две, а три: за прошедший месяц, за текущий месяц и за будущий месяц. То есть в течение одного месяца зарплата выплачивается не за один, а за три месяца частями. Работник не может проконтролировать по расчётному листку размер своей зарплаты, потому что расчётный листок относится только к одному месяцу.
Очевидно, что работодатель нарушает условия заключённого им с профсоюзом Коллективного договора и тем самым вводит работников в заблуждение. И это продолжается из года в год.
Для подтверждения сказанного приведу две цитаты: одну – из коллективного договора, другую – из банковской выписки начисления денег.
В разделе 4 «Оплата труда» Коллективного договора ОАО «Седьмой континент» на 2010-2012 гг. в пункте 4.5. принята следующая норма по оплате труда:


«4.5. Заработная плата выплачивается два раза в месяц путём выдачи денежных средств через кассу или перечисления на счёт в банке (в том числе с зачислением на пластиковую карту банка, который производит обслуживание Общества):
- nbsp;- аванс – 28 числа расчётного месяца;
- окончательный расчёт – 15 числа месяца, следующего за расчётным».
nbsp;То есть заработная плата за один месяц выплачивается в два приёма.
ОАО «Седьмой континент» в 2012 году обслуживал банк «ВТБ24». Ниже приводится выписка за 2012 год с банковского счёта работника, которому ОАО «Седьмой континент» перечислял деньги. Заметьте, что в выписке английское слово «salary», то есть жалованье, оклад, в течение одного месяца употребляется три раза. То есть выплата зарплаты происходила не два, а три раза. Работодатель систематически нарушал подписанный им коллективный договор в части оплаты труда и вводил своего работника в заблуждение с тем, чтобы работник не мог проконтролировать свой месячный заработок.
Положение о премировании дополняет этот «климатический рай». При отсутствии контроля со стороны лишь формально существующего профсоюза низовые начальники сами нередко определяют размер премии работнику по своему усмотрению. То есть снижают её или лишают премии тех работников, которые критикуют руководство и имеющиеся недостатки.
Ещё один такой «климатический рай»: ситуация, связанная с увольнением по собственному желанию. Работники знают, что в этом случае премия, как правило, им тоже не выплачивается.
Таким образом, не контролируемое профсоюзом применение Положения о премировании работает как средство работодателя, направленное им против неугодных ему и увольняющихся работников. Проще говоря, работодатель издевается над своими работниками
Террор – оружие недобросовестного работодателя.
nbsp;Став на путь совершения противоправных деяний и не встречая серьёзных преград на своём пути, недобросовестный работодатель уже не может остановиться. Никакие коллективные договоры и трёхсторонние соглашения ему не преграда. Он пытается запугать работников, в одиночку отстаивающих трудовые права свои и других работников. В ход идут попытки перевести работника с одного места работы на другое, в надежде, что он пожелает уволиться, и другие.
Противостоять хотя бы некоторым попыткам работодателя расправиться с неугодным ему работником возможно. Однако успешная борьба работников за свои трудовые права должна опираться на поддержку со стороны профсоюзов. Именно профсоюзу Трудовой кодекс отводит роль контролирующего и представительного органа. Отдельный работник таким органом не является.
Молчаливый коллектив так называемых «членов профсоюза» это, увы, и есть созданная работодателем его социальная и политическая опора, продукт «корпоративного закона» недобросовестного работодателя.
Если нет профсоюзов или они существуют формально, если коллектив людей превращён работодателем в простое собрание молчаливых индивидов, то от такого работодателя лучше уйти, предав его презрению, а его нарушения – гласности, и сохранив своё человеческое достоинство.
Достоинство это состоит в том, что гражданин, заключивший с работодателем трудовой договор, соглашается выполнять определённую работу за оплату при соблюдении сторонами условий заключённого договора. Если одна из сторон «тянет одеяло на себя», то это уже не договор, а неравноправные отношения, выходящие за пределы трудового договора.
Но что делать огромному количеству приезжающих в Москву людей из провинции, где зарплата в два-четыре раза ниже московской? На какое сохранение своего достоинства могут рассчитывать эти люди, если их достоинство уже ущемлено и некоторые из них, возможно, находятся на грани выживания? Ведь именно на их страх и молчание делает ставку недобросовестный работодатель.
Не знаю. Им выбирать между достоинством и выживанием.
«Ресурсы» у недобросовестных работодателей, чтобы держать людей в своём «климате», к сожалению, есть.
И всё же, настаивать на соблюдении как работодателем, так и работниками Конституции и существующих законов необходимо. Это вытекает из гражданского статуса работника и правового статуса юридических лиц.
Государство, если, конечно, оно не намерено прятаться от своих граждан за новогодними шутками - так называемыми «трёхсторонними соглашениями», руководимое конституционным гарантом прав и свобод человека и гражданина – Президентом Российской Федерации, с одной стороны, и правовая культура самого населения, если оно будет готово предъявить своё право на власть и на управление трудовым коллективом, с другой стороны, объединившись вместе, могут безо всякой специальной идеологии не только умерить аппетиты недобросовестных работодателей, но и свести эти аппетиты на нет.
Хотелось бы последнего, чтобы общество жило в условиях писаной Конституции. А что получится в итоге – время покажет.
В заключение я должен сказать, что я не был одинок в своих попытках восстановить реальную роль профсоюзов в ОАО «Седьмой континент». Одно из составленных мною обращений в комиссию по трудовым спорам подписали ещё три человека. Это Владимир Терентьевич Журавлёв, Михаил Николаевич Сечин и Роман Геннадиевич Ташкинов