
Право
Заключаем коллективный договор
Теоретические основания и практические рекомендации. Продолжение, начало в № 36, 2009
Для чего нужен колдоговор, в каких случаях при его заключении интересы работников представляют профорганизации, а в каких - иной представительный орган работников, уже рассказывалось. В этой публикации заканчивается вводная часть, и речь пойдет об инициировании коллективных переговоров по заключению колдоговора и о гарантиях их участникам. Руководитель организации (уполномоченные им представители) в соответствии с ее учредительными документами или локальными нормативными актами может быть ограничен в принятии решений. Например, уставом юридического лица принятие решений о расходовании денег свыше определенной суммы находится в компетенции совета директоров или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции). В такой ситуации решения руководителя организации или его представителей, связанные с заключением колдоговора, вступят в силу только после утверждения (одобрения) органами управления организацией, к чьей компетенции это отнесено.
Заключению колдоговора предшествуют коллективные переговоры представителей работников и работодателя. В ходе переговоров стороны достигают согласия по конкретным положениям будущего договора. ТК РФ не раскрывает термин “коллективные переговоры” - определение есть в Конвенции МОТ № 154 “О содействии коллективным переговорам” (1981): под коллективными переговорами следует понимать все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, одной или несколькими организациями работодателей с одной стороны и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой стороны, и имеют целью определение условий труда и занятости; регулирование отношений между работодателями и трудящимися; регулирование отношений между работодателями (их организациями) и организацией (организациями) трудящихся.
В рамках коллективных переговоров могут регулироваться любые вопросы взаимоотношений между работниками и работодателем. Представители сторон - участниц переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
ИНИЦИИРОВАНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ Для регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, заключения колдоговора и организации контроля его выполнения образуется комиссия из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ). На уровне предприятия (организации) создается комиссия для ведения переговоров, подготовки проекта колдоговора и заключения колдоговора (далее - комиссия по заключению колдоговора). Она является двусторонней и формируется на равноправной основе, из равного числа представителей работников и работодателя. Чтобы начать коллективные переговоры, одна из сторон должна проявить инициативу. Такое право предоставлено как представителям работников, так и представителям работодателя. Обычно инициатива исходит от представителей работников.
Решения сторон о начале переговоров принимаются уполномоченными на то органами. Со стороны работодателя - это соответствующий орган управления (единоличный или коллегиальный). Со стороны работников это могут быть: выборный орган первичной профорганизации, объединяющей более половины работников данного работодателя; единый представительный орган (ЕПО), формируемый при наличии на предприятии нескольких первичек, ни одна из которых не объединяет более половины работников; при отсутствии профорганизаций - иной представительный орган работников.
Представители стороны, желающей инициировать начало переговоров, должны направить другой стороне предложение в письменной форме. Законодательство не устанавливает конкретной формы данного документа или требований к его содержанию. Представляется, что в предложении профорганизации о начале переговоров необходимо указать:
- наименование организации (органа), направившей предложение: конкретная первичка, ЕПО нескольких первичек, иной представительный орган работников;
- предмет переговоров (заключение колдоговора, внесение изменений или дополнений в действующий договор и т.п.);
- состав представителей работников для участия в комиссии по заключению колдоговора;
- полномочия указанных представителей работников.
При заключении колдоговора особенности представительства интересов работников первичными профорганизациями (в зависимости от численности объединяемых ими работников данного работодателя) урегулированы в ст. 37 ТК РФ.
У работодателя могут действовать более одной первичной профорганизации, в совокупности объединяющие больше половины работников. Эти организации по решению своих выборных органов могут создать единый представительный орган (ЕПО) для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта колдоговора и заключения колдоговора. ЕПО формируется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности работников - членов соответствующих профсоюзов. Часть 2 ст. 37 ТК РФ требует включения в состав ЕПО представителя от каждой из первичек, принявших решение о создании ЕПО, а норму представительства первички определяют самостоятельно. (Например, на предприятии 2000 работников, 700 из которых состоят в одной первичке и 500 - в другой. Формирующие ЕПО первички могут определить норму представительства “один человек от 100 работников - членов профсоюза”. Тогда в состав ЕПО войдут 7 представителей от первой первички и 5 от второй.) Сформированный ЕПО вправе от имени всех работников направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров и представлять сторону работников в комиссии по заключению колдоговора.
Если интересы работников представляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников, то по решению своего профкома она вправе направить работодателю (его представителю) предложение о начале переговоров от имени всех работников - без создания ЕПО. Профком этой первички на своем заседании должен принять и надлежащим образом оформить решения: о начале коллективных переговоров; о направлении работодателю предложения об этом; об избрании представителей работников в комиссию по заключению колдоговора. Принятые решения по всем этим вопросам должны быть отражены в предложении о начале коллективных переговоров. К такому предложению целесообразно приложить документ, подтверждающий факт объединения данной первичкой более половины работников, - чтобы избежать оспаривания работодателем ее права инициировать начало коллективных переговоров (такие случаи встречаются).
Когда ни одна из первичек или в совокупности первички, пожелавшие создать ЕПО, не объединяют более половины работников, вопрос о том, кто будет представлять интересы работников в переговорах, должно решать общее собрание (конференция) работников. Они могут тайным голосованием определить ту первичку, которой, при согласии ее выборного органа, поручат направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. Если такая первичка не определена или работники не объединены в профорганизации, общее собрание (конференция) тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
Часть 5 ст. 37 ТК РФ устанавливает гарантии участия в коллективных переговорах тех первичек, которые из-за малочисленности не наделены правом инициировать переговоры. На первичную профорганизацию, ЕПО либо иного представителя (представительный орган) работников, наделенного правом инициировать коллективные переговоры, возлагается обязанность: в день направления работодателю предложения о начале переговоров письменно проинформировать об этом все иные первички, действующие у данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия ЕПО (либо, если ЕПО уже создан, включить их представителей в его состав). Если в течение пяти рабочих дней первички, получившие уведомление, не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав ЕПО, то коллективные переговоры начинаются без их участия. Но за отказавшимися первичками сохраняется право в течение месяца со дня начала переговоров направить представителей в ЕПО; по истечении данного срока им в этом может быть отказано.
Сторона, получившая предложение о начале переговоров, обязана приступить к ним в течение семи календарных дней со дня его получения. Для вступления в переговоры эта сторона обязана направить их инициатору письменный ответ с указанием своих представителей для работы в комиссии по коллективным переговорам и их полномочий.
ГАРАНТИИ УЧАСТНИКАМ Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения их инициатором указанного ответа. С этого дня начинается исчисление срока ведения переговоров, а у участвующих в них лиц возникает право пользоваться гарантиями, предусмотренными ст. 39 ТК РФ. В соответствии с ней участники переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон переговоров, но не более трех месяцев. Кроме того, представители работников, участвующие в переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, кроме случаев расторжения трудового договора за проступок, за который законодательством предусмотрено увольнение (прогул, появление на работе в состоянии опьянения, совершение хищения и т.д. - см. п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Рассмотрим подробней норму ст. 39 ТК РФ, предусматривающую освобождение от работы участников коллективных переговоров. Ее содержание зачастую порождает у профорганизаций соблазн добиться от работодателя полного освобождения всех своих представителей от основной работы с сохранением среднего заработка на весь период ведения переговоров. С одной стороны, это позволит представителям работников качественней вести переговоры, поскольку все рабочее время они будут заниматься подготовкой к переговорам, разработкой обоснования для своих предложений по улучшению положения работников и т.п. С другой - при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время и начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством (пп. “а” п. 5 “Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы”, утверждено постановлением правительства РФ от 24.12.2007 № 922). Это касается и случаев освобождения от работы для участия в коллективных переговорах. А величина среднего заработка используется для исчисления отпускных, оплаты по больничному листу, выходных пособий и др. И каждый случай сохранения за работником среднего заработка может привести к снижению выплат. Поэтому при решении вопроса об освобождении участников коллективных переговоров от работы с сохранением среднего заработка надо испрашивать согласия этих работников.
Законодательство устанавливает ограничения на участие в коллективных переговорах для определенных лиц, организаций или органов. Не допускается ведение переговоров и заключение колдоговоров от имени работников лицами, представляющими интересы работодателя, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателем, органами исполнительной власти или местного самоуправления, политическими партиями (ч. 3 ст. 36 ТК РФ). Данная норма защищает работников от возникновения таких ситуаций, когда под видом представителей работников в переговорах может участвовать субъект, полностью зависимый от работодателя: в таких случаях работодатель фактически заключает колдоговор сам с собой, руководствуясь лишь собственными интересами.
Денис ЖУРАВЛЕВ, юрисконсульт
2010-04-26 18:47:04