Владислав, Брест:
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, правомерен ли отказ в регистрации в качестве безработного лицу, предоставившему вместо оригинала паспорта его копию?
Петр Грушник:
Правомерен. Для регистрации в целях поиска подходящей работы гражданин должен представить паспорт или иной документ удостоверяющий личность. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 294 "О документировании населения Республики Беларусь" документом, удостоверяющим личность, является: паспорт гражданина Республики Беларусь; вид на жительство в Республике Беларусь; удостоверение беженца.

Юрий С., Минская область:
Здравствуйте, я молодой пенсионер МВД с 2009 года. Хочу открыть свое дело. Могу ли я зарегистрироваться в качестве безработного и получить субсидию для организации предпринимательской деятельности?
Петр Грушник:
Поскольку Вам назначена пенсия, то в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь», Вы не можете быть зарегистрированы безработным. Соответственно, получить субсидию на организацию индивидуальной предпринимательской деятельности Вы также не можете, так как эта субсидия выдается только гражданам, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных.
Денис, Минск:
Сейчас много говорят о нехватке высококвалифицированных кадров. Эта потребность растет? Где вообще можно ознакомиться с имеющимися вакансиями?
Петр Грушник:
Действительно, сегодня в республике наблюдается острая нехватка высококвалифицированных кадров. Получить полную информацию о вакансиях заявленных нанимателями в органы по труду, занятости и социальной защите можно на официальном сайте министерства труда и социальной защите www.mintrud.gov.by.
Мария Ивановна, Пинский район:
Здравствуйте. Мы живем в Пинском районе. Подскажите, пожалуйста, куда может трудоустроиться мой сын. Он в декабре этого года был освобожден по амнистии из мест лишения свободы.
Петр Грушник:
Для получения содействия в трудоустройстве Ваш сын может обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите Пинского райисполкома расположенный по адресу: г. Пинск, ул. Днепровской флотилии, 21. При обращении он может зарегистрироваться в качестве безработного. После регистрации ему будет оказано необходимое содействие в трудоустройстве. Будут выданы направления для трудоустройства, в том числе и в счет установленной нанимателям района брони приема на работу граждан, освобожденных из мест лишения свободы. В случае необходимости получения им профессии (специальности) и при его желании он будет направлен на обучение профессии (специальности) востребованной на рынке труда Пинского района. С более подробной информацией Вы сможете ознакомиться на сайте Пинского райисполкома (www.pinsk.brest-region.by) или при личном обращении в управление по труду, занятости и социальной защите Пинского райисполкома.
Елена Николаевна, Минская область:
Здравствуйте. Состояла на учете в службе занятости. По ее направлению была направлена на обучение основам предпринимательской деятельности. После завершения обучающих курсов, зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя. Могу ли я рассчитывать на получение субсидии на организацию предпринимательской деятельности?
Петр Грушник:
К сожалению нет. Финансовая поддержка в виде безвозмездной субсидии оказывается только безработным гражданам. После завершения обучения Вам необходимо было обратиться в орган по труду, занятости и социальной защите для повторной регистрации в качестве безработной и предоставить заявление и технико-экономическое обоснование эффективности организации предпринимательской деятельности. После принятия положительного решения о предоставлении субсидии с Вами был бы заключен договор о предоставлении субсидии. При этом обращаем внимание, что преимущественное право на финансовую поддержку в виде субсидии для организации предпринимательской деятельности предоставляется безработным, которые в связи с положением на рынке труда не имеют возможности получить подходящую работу и организуют наиболее значимые для данной административно-территориальной единицы виды предпринимательской деятельности, определенные местными исполнительными и распорядительными органами.
Виктория Александровна, Минск:
Можно ли пройти профессиональное обучение в качестве безработного для дальнейшего трудоустройства на работу, если в данный момент я как государственный служащий вышла в отставку с оформлением пенсии за выслугу лет, при этом стажа государственной службы у меня достаточно для отставки, а пенсионный возраст еще не наступил?
Петр Грушник:
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане, которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту или за выслугу лет. Соответственно Вы не можете пройти обучение за счет средств Фонда социальной защиты населения.
Вячеслав, Логойск:
Я инвалид. При обращении в службу занятости для получения помощи в трудоустройстве обязательно ли для этого предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида?
Петр Грушник:
Регистрация граждан в качестве безработных является административной процедурой. В соответствии с Перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, при обращении для регистрации в качестве безработного инвалид должен предоставить свою индивидуальную программу реабилитации. Без предоставления этого документа наниматель согласно статье 26 Трудового кодекса не имеет право принять его на работу и заключить с ним трудовой договор.
Виталий В., Любань:
Я проживаю в Любане, имею инвалидность, зарегистрирован безработным в управлении по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. Хочу пройти адаптацию к трудовой деятельности в г. Минске, где у меня есть возможность проживания, наниматель не возражает в приеме меня на работу. Могут ли меня направить на адаптацию не по месту регистрации безработным?
Петр Грушник:
Да, могут. Согласно последним дополнениям, внесенным в Положение о порядке организации и финансировании мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, с согласия инвалида и нанимателя управление по труду, занятости и социальной защите может выдать направление для прохождения адаптации к трудовой деятельности у нанимателя, осуществляющего деятельность на территории административно-территориальной единицы, расположенной не месту регистрации инвалида в качестве безработного. При этом управление должно заключить соответствующий договор с нанимателем на прохождение Вами адаптации.
Виктория Евдокимова, Минск:
1. Можно ли в коммерческой организации, применяющей Единую тарифную сетку работников Республики Беларусь (ЕТС), устанавливать для некоторых работников (группы работников) фиксированные размеры тарифных ставок (окладов), иные системы оплаты труда?
Петр Грушник:
Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право самостоятельно принимать решение о применении тех или иных систем оплаты труда работников. В помощь специалистам организаций Министерством и НИИ труда разработан и принят ряд рекомендаций, таких как: Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 67); Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях (постановление Министерства труда и социальной защиты от 21 октября 2011 г. № 104); Рекомендации о моральном и материальном стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов (постановление Министерства труда и социальной защиты и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 22 февраля 2012 г. № 27/13); Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности (постановление Министерства труда и социальной защиты от 28 февраля 2012 г. № 29); Рекомендации по созданию системы материального и морального стимулирования за выпуск продукции, пользующейся спросом на внешних рынках (постановление Министерства труда и социальной защиты от 28 февраля 2012 г. № 30).
Катерина Сорокина, Минск:
Наниматель принял решение с 2013 года не применять Единую тарифную сетку работников Республики Беларусь (ЕТС). Можно ли с учетом норм Указа № 181 снизить размер заработной платы, выплачиваемой некоторым работникам, по сравнению с заработной платой, выплачиваемой при применении ЕТС?
Петр Грушник:
Нет, нельзя. Указом № 181 установлено, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения ЕТС, обязаны обеспечить недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения и соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде. Таким образом, во всех случаях при переходе работников на гибкие системы оплаты труда наниматель обязан организовать оплату труда таким образом, чтобы на момент введения новых условий оплаты труда не произошло снижение заработной платы работников.
Светлана, Могилевская область:
В частной коммерческой организации в связи с действием Указа № 181 планируется отказаться от ЕТС. В какие документы следует вносить изменения при введении новых условий оплаты труда?
Петр Грушник:
При введении новых условий оплаты труда для работников организации нанимателям необходимо внести соответствующие изменения в локальные нормативные правовые акты (ЛНПА), регулирующие правоотношения в области оплаты труда, (например, коллективный договор, положение об оплате труда и др.). Кроме того, необходимо пересмотреть условия оплаты труда, установленные в заключенных с работниками трудовых договорах (контрактах).

Наталья Сергеевна, Витебская область:
Можно ли предусмотреть для одной части работников применение ЕТС, а для другой части – тарифную сетку с тарифными разрядами и тарифными коэффициентами, установленными в организации самостоятельно?
Петр Грушник:
Да, можно. Поскольку законодательством о труде не предусмотрено каких-либо ограничений по количеству применяемых в организации систем оплаты труда работников, то наниматель вправе самостоятельно определять, какие условия оплаты труда он будет применять в отношении той или иной категории работников, вплоть до установления персональных условий оплаты труда конкретному работнику.
Илья Генрихович, Брест:
Обязательно ли в организации утверждать положение об оплате труда?
Петр Грушник:
Условия оплаты труда в каждой конкретной организации определяются в локальном нормативном правовом акте. Какой формы будет локальный нормативный правовой акт, наниматель определяет самостоятельно. Согласно статье 1 Трудового кодекса Республики Беларусь к локальным нормативным правовым актам относятся коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя. Законодательство о труде предусматривает, что на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора нанимателем устанавливаются формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.
Инна Н., Витебск:
Что должно указываться в контракте, заключенном с работником, если ему устанавливается комиссионная система оплаты труда?
Петр Грушник:
В соответствии с нормами статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь в трудовом договоре (контракте) работника указываются размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты и другие условия оплаты труда. При комиссионной системе оплаты труда в его трудовом договоре (контракте) работника может указываться установленный нанимателем размер тарифной ставки (оклада) и ссылка на локальный нормативный правовой акт, которым установлен порядок и размеры комиссионной системы оплаты труда.
Максим Арсеньевич, Минск:
Будут ли установлены в Беларуси планы-графики внедрения новых гибких систем оплаты труда?
Петр Грушник:
Нет, не будут. Новые системы оплаты труда вводятся в коммерческих организациях не по графику, а по решению нанимателя.
Денис Ставер, Минская область:
Будет ли разрабатываться отраслевая тарифная сетка?
Петр Грушник:
Отраслевая тарифная сетка может быть разработана, но этот вопрос должен решаться на отраслевом уровне соответствующими министерствами и концернами с участием профсоюзов.
Ольга Иванцова, Гродно:
Как применить комиссионную систему оплаты труда для организаций бытового обслуживания, когда работник приносит доход в месяц в размере 1 млн. рублей и при применении % от выручки его заработная плата составит около 200 тыс. рублей? В данном случае ему необходимо производить доплату до минимальной заработной платы или нет?
Петр Грушник:
При выборе системы оплаты труда нанимателем в первую очередь должна учитываться ее экономическая обоснованность и целесообразность применения в каждом конкретном случае. При применении комиссионной системы оплаты труда наниматель обязан установить такой процент от выручки, чтобы он обеспечивал уровень заработной платы работника, выполняющего нормы труда, не ниже действующего размера минимальной заработной платы. При этом наниматель должен создать работнику нормальные условия труда. Одним из таких условий является своевременное обеспечение работника заказами и объемами работ. Минимальная заработная плата является законодательно закрепленной минимальной гарантией оплаты труда работника за работу в нормальных условиях труда при выполнении им установленной нормы труда, которую наниматель обязан соблюдать. Таким образом, если работник выполнил установленную ему норму труда и его заработная плата оказалась ниже действующего размера минимальной заработной платы, то наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы.
Кристина Александровна, Минск:
Как широко применяется система грейдирования за рубежом?
Петр Грушник:
Построение систем оплаты труда в организациях на основе оценки сложности труда методом грейдирования более 50 лет осуществляет созданная в США Эдвардом Хеем компания, которая имеет сегодня в самых разных странах свыше 70-ти филиалов. Представительство данной компании создано и в Российской Федерации. За рубежом метод грейдирования получил широкое применение при построении систем оплаты труда в организациях самых разных видов экономической деятельности. Масштабы организаций и их организационно-правовые формы при этом самые разные. Это и небольшие организации, по 20-50 работников, и крупные, численность работников которых исчисляется десятками тысяч человек.
София, Минск:
Вправе ли наниматель при организации оплаты труда работников для рабочих применять Единую тарифную сетку работников Республики Беларусь (ЕТС), а для руководителей, специалистов и других служащих устанавливать должностные оклады без применения ЕТС?
Петр Грушник:
Да, наниматель вправе принять такое решение. Все эти изменения необходимо отразить в локальном нормативном правовом акте организации и трудовых договорах (контрактах) работников. И при этом не забыть, что тарификация рабочих должна производиться нанимателем в строгом соответствии с разрядом выполняемой работы, установленном в соответствующих выпусках Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
Николай, Минск:
Существует ли ограничение по включению в затраты стимулирующих выплат (премий, надбавок), ранее предусмотренное Декретом № 2 от 23.01.2009 (в связи с его отменой с 01.07.2011)? Организация работает с прибылью, задолженностей перед бюджетом не имеет.
Петр Грушник:
С принятием Указа №181 Декрет Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. №2 утратил силу. Ограничение стимулирующих выплат при их включении в затраты в размере 80 процентов действует только в отношении организаций-монополистов.
Татьяна, Гродно:
Скажите, в Беларуси увеличивается межотраслевая дифференциация в оплате труда и взаимосвязано ли это с тем, что нанимателям предоставлена большая свобода в выборе систем оплаты труда? Каковы "неопасные" параметры дифференциации, исходя из мирового опыта?
Петр Грушник:
За 10 месяцев 2012 г. межотраслевая дифференциация составила 3,9 раза, в 2011 году она составляла 3,4 раза, в 2005 году – 4,6 раза. Предоставление права нанимателям самостоятельно выбирать системы оплаты труда не оказывает существенного влияния на межотраслевую дифференциацию. Она, в основном, зависит от таких факторов, как: результаты деятельности отрасли, её финансовое состояние; условия труда в той или иной отрасли (нормальные, вредные и т.п.); виды выполняемых работ; категория работников (низко квалифицированные рабочие, высоко квалифицированные рабочие, специалисты и т.д.). В мировой практике официально не установлены параметры «опасной» или «неопасной» межотраслевой дифференциации.
Евгений Петрович, Минск:
Какая наполняемость структуры заработной платы с учетом перехода на гибкие системы оплаты труда (можно только один оклад)?
Петр Грушник:
Заработная плата может иметь самую различную структуру. При этом законодательно для коммерческих организаций структура заработной платы не устанавливается. Наниматель самостоятельно определяет структуру заработной платы работников в зависимости от применяемых систем оплаты труда. Таким образом, она может состоять из: плавающих окладов (в зависимости от результативности работы); окладов и бонусов; только оклада, а также из уже привычных элементов заработной платы, таких как: тарифная ставка (оклад), надбавки, повышения, премии, единовременные выплаты.
Андрей Ш., Витебск:
Заработная плата работника состоит из оклада и ежемесячного вознаграждения в % от выручки. Тарифная ставка первого разряда, установленная в организации, в течение года изменялась несколько раз. Работник уходит в трудовой отпуск. Корректируется ли ежемесячное вознаграждение на поправочный коэффициент при расчете среднего заработка?
Петр Грушник:
Корректировка среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, осуществляется в соответствии с главой 4 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда от 10 апреля 2000 г. № 47 (далее – Инструкция). Инструкцией определено, что если в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, в организации произошло повышение тарифной ставки первого разряда, то исчисление средней заработной платы за период, предшествующий повышению, производится с применением поправочных коэффициентов. Порядок их исчисления установлен также в Инструкции. Что касается ежемесячного вознаграждения, установленного в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, то оно не зависит от размера действующей в организации тарифной ставки первого разряда и поэтому включается в расчет среднего заработка без корректировки на поправочный коэффициент.
Елена П., Минск:
Когда регулирование оплаты труда руководителей коммерческих организаций будет осуществляться через коэффициент соотношения средних заработных плат руководителя и по организации в целом? Каково Ваше мнение о целесообразности этой новации?
Петр Грушник:
Условия оплаты труда руководителей организаций постоянно совершенствуются, поскольку в республике изменяются условия экономической деятельности организаций, цели и задачи, поставленные перед организациями и их руководителями. Регулирование уровня заработной платы руководителя организации только через коэффициент соотношения не является новацией, оно осуществляется и в настоящее время. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 наряду с другими условиями оплаты труда руководителям организаций устанавливается коэффициент соотношения в размере до 8 раз.
Даниленко Татьяна Петровна, Брестская область:
Добрый день! Каковы приоритеты госпрограммы содействия занятости населения на 2013 год?
Петр Грушник:
Основными проблемами сегодня на рынке труда являются: наличие неэффективной занятости и дисбаланс спроса и предложения, прежде всего по профессионально-квалификационной структуре. При этом они концентрируются, в основном, на микроуровне, на конкретных предприятиях (наличия значительного числа неконкурентоспособных рабочих мест, неполная занятость, излишняя численность при одновременном дефиците квалифицированных работников, низкая производительность труда, высокий оборот рабочей силы при медленной модернизации производств). Существенным фактором, влияющим на дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, является – несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, диспропорция в подготовке кадров в разрезе уровней образования, профессий и специальностей. Именно поэтому в качестве основной цели проекта Программы на 2013 год определено – повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Основная особенность данной Программы – переориентация ее на решение наиболее сложной проблемы рынка труда – снижение дисбаланса спроса и предложения, который приводит к необеспеченности кадрами необходимой квалификации, необходимости их переподготовки и соответственно к неоправданным дополнительным затратам. В рамках реализации Программы предполагается решение следующих задач: стимулирование экономической активности населения; содействие нанимателям в структурной перестройке производств; совершенствование подготовки кадров с учетом потребности рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы; интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке; информационное, методическое обеспечение занятости населения.
Маркович Светлана, Солигорск:
В какие сроки наниматели должны сообщить в службу занятости об образовавшейся вакансии? Сколько в текущем году выявляется таких нарушений? Какие санкции за это предусмотрены?
Петр Грушник:
В соответствии со статьей 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования. Согласно статье 9.15. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин. За девять месяцев текущего года составлено и передано в суд 6 протоколов по факту совершения указанного административного правонарушения.
Решетникова Елена, Гомель:
Размер пособия по безработице в Беларуси - самый низкий на пространстве СНГ. Планируется ли его повышать?
Петр Грушник:
Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда, которая осуществляется в двух основных формах: активной и пассивной. При этом приоритет отдается активным мерам политики занятости. Активная политика на рынке труда, в отличие от пассивной, состоящей в выплате пособий по безработице, имеет своей целью развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия существующих рабочих мест, а также новых рабочих мест, когда они появятся путем обучения, содействия самозанятости, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т.д. Для этого государством осуществляются следующие меры: создана единая система доступной информации о наличии вакансий (вакансии размещаются на сайте Минтруда и соцзащиты в открытом доступе, граждане, не имеющие доступа в сеть интернет могут ознакомиться с интересующей их информацией в районных отделах занятости); организована система обучения (переобучения, повышения квалификации) безработных граждан, по профессиям (специальностям) востребованных на рынке труда страны; обеспечивается содействие в организации предпринимательской деятельности, осуществляется переселение на новое место жительства и работы, стимулируются наниматели, создающие рабочие места, а так же осуществляющие профессиональное обучение у себя работников, впервые трудоустроенных и не имеющих профессии, принимаются меры по трудоустройству целевых групп, испытывающих особые трудности в трудоустройстве (инвалиды, молодёжь и др.). Сегодня на одного безработного приходится почти 3 вакансии, в Гомельской области – 2, а в городе Минске — около 10 вакансий. Естественно, на временный период поиска работы необходимо соответствующая социальная поддержка граждан в виде пособия по безработице. На сегодняшний день она не столь значительная, от одной до двух базовых величин. И это тоже в определенной степени «стимул» мотивирующий к быстрейшему трудоустройству.
Лажковский Михаил, Новополоцк:
Довольно часто приходится слышать об обязанностях безработного, регламентированных национальным законодательством. А какие у безработных преференции?
Петр Грушник:
Безработные могут рассчитывать на получение следующих социальных выплат: пособия по безработице, в том числе в период выполнения безработным оплачиваемых общественных работах, временной работы, о которой заранее уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите, и в период временной нетрудоспособности безработного; стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите и в период временной нетрудоспособности; материальной помощи, в том числе и в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости; пособия по беременности и родам; денежной выплаты при переселении безработного и членов его семьи на новое место жительства и работы; финансовой помощи в виде субсидии при организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности. Кроме прямых выплат, предусмотрены и другие компенсации: компенсируются расходы безработного по проезду к месту нахождения нанимателя и обратно при необходимости проведения личного собеседования с нанимателем, а также заключения договора о переселении безработного и членов его семьи на новое место жительства и работы; компенсируется стоимость проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства при переселении в другую местность для трудоустройства, а также суточные расходы за время их следования; компенсируется стоимость проезда к месту обучения и обратно, суточные расходы за время следования, расходы по найму жилого помещения на период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите; Предусмотрены и другие социальные гарантии: бесплатный медицинский осмотр безработных при приеме на работу и направлении на обучение; бесплатная профессиональная ориентация, психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями психофизического развития безработных граждан; назначение по предложению органов по труду, занятости и социальной защите досрочно пенсии по возрасту, но не ранее чем за один год до достижения установленного законодательством возраста, безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, вместо пособия по безработице при отсутствии возможности для их трудоустройства и с их согласия, при ликвидации организации – за два года до достижения установленного законодательством возраста;
Зиненко В.Г., Гродненская область:
Уважаемый Петр Петрович, будет ли в Беларуси страхование от безработицы?
Петр Грушник:
В текущем году Министерством труда и социальной защиты совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами изучен зарубежный опыт организации системы социальной защиты от безработицы, проанализирован спрос и предложение рабочей силы, уровень и структура безработицы, качественный состав безработных на рынке труда Республики Беларусь, рассмотрен вопрос о целесообразности введения страхования от безработицы в Республике Беларусь и оценены возможные риски и социальные последствия. С учетом ситуации на рынке труда, характеризующейся увеличением спроса на рабочую силу, считаем, что на данном этапе введение в Республике Беларусь государственного страхования от безработицы нецелесообразно.
Дабинский Вячеслав, Светлогорск:
Здравствуйте! Правда ли, что будут ли вноситься изменения в Декрет 18 по трудоустройству обязанных лиц?
Петр Грушник:
Непосредственно в части трудоустройства обязанных лиц вносить изменения и дополнения в Декрет пока не планируется. Действующим Декретом в полном объеме урегулированы все аспекты, связанные с процессом их трудоустройства. Вместе с тем практика работы по реализации Декрета показала, что несмотря на проводимую воспитательную и профилактическую работу с работающими обязанными лицами почти половина их систематически совершает прогулы, нарушает трудовую дисциплину. Это сказывается на уровне их заработной платы и соответственно на суммах возмещаемых затрат, и приводит к значительным задолженностям по выплатам денежных средств на содержание детей. С учетом этого рассматривается необходимость принять меры по ужесточению административной ответственности для таких обязанных лиц и внести соответствующие изменения в Декрет № 18.
Васильков Геннадий, Гродно:
Здравствуйте, уважаемый Петр Петрович! Интересные данные узнал из доклада МОТ, в котором обращается внимание на уровень разрыва в заработной плате трудящихся в разных странах мира. Например, работник сектора обрабатывающей промышленности на Филиппинах приносит домой $1,4 за каждый час работы, в Бразилии - менее $5,5, в Греции - $13, в США - $23,5 и в Дании - почти $35. А сколько за час платят в среднем в Беларуси?
Петр Грушник:
Согласно статистическим данным работник обрабатывающей промышленности в Республике Беларусь в среднем за час получает около 3,4 доллара США.
Жбанко Марина, Минский район:
Добрый день! Узнала от бабушки, что раньше рабочая неделя была шестидневной, но рабочий день был короче. Мне, например, такой график работы кажется более оптимальным, чем нынешний. Интересно, не планируется ли возврат к шестидневке?
Петр Грушник:
Согласно статье 124 Трудового кодекса Республики Беларусь решение об установлении в организации пятидневной с двумя выходными днями или шестидневной с одним выходным днем рабочей недели принимается нанимателем по согласованию с профсоюзом. Сумма часов работы по графику сменности при пятидневной и шестидневной рабочей неделе должна соответствовать расчетной норме рабочего времени каждого календарного года, которая устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. На 2013 год расчетная норма рабочего времени установлена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 сентября 2012 г. N 98, согласно которому при полной норме продолжительности рабочего времени (40 часов в неделю) расчетная норма рабочего времени на 2013 год составит: для пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье - 2008 часов; для шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье - 2016 часов.
Топилова Софья, г.Брест:
Здравствуйте! Когда ожидается повышение зарплаты госслужащим?
Петр Грушник:
Решение о повышении заработной платы государственным служащим принимается Президентом Республики Беларусь исходя из финансовых возможностей государства.
Васькина Мария, Солигорск:
Выступая 20 декабря в парламенте, вице-премьер А.Тозик сказал, что было бы правильно материально стимулировать граждан, ведущих здоровый образ жизни, по месту их работы, и подчеркнул, что у руководителей организаций имеются такие возможности. А каковы рекомендации Минтруда по этому вопросу?
Петр Грушник:
Согласно статье 63 Трудового кодекса Республики Беларусь дополнительные выплаты стимулирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора, с учетом финансовых возможностей организации. Таким образом наниматель самостоятельно определяет как он будет стимулировать работников, в каких размерах и за что.
Симонович Д.Д., Брестская область:
Планируется ли повышение тарифной ставки с января 2013 года?
Петр Грушник:
Правительством планируется повышение тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы в 2013 г. Конкретные сроки ее повышения в настоящее время определяются.
Иванов:
В организации отдельной категории работников, работающих по графику сменности, установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом – квартал. Оплата труда производится по месячной тарифной ставке. Если работник отработал полный месяц ,ему выплачивается месячная тарифная ставка. В октябре одному из работников был предоставлен трудовой отпуск с 01.10.12 по 15.10.12.
Какой вариант составления графика и соответственно оплаты труда за отработанное время будет правильным?
1 вариант:
2012 год
Месяцы квартала
Рабочее время в часах
Месячная тарифная ставка 1 100 000 руб.
Норма про-должительности рабочего време-ни для 5-днев-ной рабочей недели при 40-часовой недель-ной норме
Запланированное время графиком сменности
Количество часов, при-ходящихся на дни трудового отпуска
Количество часов в месяц по графику
Октябрь
184
76
88
164
1 100 000 руб./164ч.*76ч=
509 756 руб.
Ноябрь
167
157
-
157
1 100 000
Декабрь
158
188
-
188
1 100 000
Итого:
509
421
88
509
2 709 756
2 вариант:
2012 год
Месяцы квартала
Рабочее время в часах
Месячная тарифная ставка 1 100 000 руб.
Норма про-должительности рабочего време-ни для 5-днев-ной рабочей недели при 40-часовой недель-ной норме
Запланированное время графиком сменности
Количество часов, при-ходящихся на дни трудового отпуска
Количество часов в месяц по графику
Октябрь
184
96
88
184
1 100 000 руб./184ч.*96ч=
573 913 руб.
Ноябрь
167
157
-
157
1 100 000
Декабрь
158
168
-
168
1 100 000
Итого:
509
421
88
509
2 773 913
Петр Грушник:
При планировании рабочего времени (составлении графика работ (сменности)) для работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, необходимо соблюдать норму рабочего времени за учетный период, а не за текущий месяц. При этом в учетном периоде, в котором работнику планируется отпуск, норма рабочего времени рассчитывается индивидуально в соответствии с нормами постановления Минтруда от 18 октября 1999 г. № 133 «Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2000 год и утверждении разъяснения о порядке определения расчетной нормы рабочего времени и часовой тарифной ставки в Республике Беларусь» (далее – постановление 133). В соответствии с постановлением 133 норма рабочего времени в учетном периоде определяется путем умножения продолжительности ежедневной работы (смены) на количество рабочих дней учетного периода, которое определяется как разница между календарными днями, выходными и государственными праздниками и праздничными днями. Оплата труда в месяце, в котором работник не отработал установленную для него норму рабочего времени, производится исходя из часовой тарифной ставки (оклада).
Петренко А.А., Минск:
Здравствуйте! На предприятии работникам установлены доплаты за работу в ночное время, разделение рабочего дня на части, за стаж. Выплачиваются ли эти доплаты за работу сверхурочно? Если выплачиваются, то в каком размере - двойном или одинарном? Верно ли, что если размер надбавок определен в процентах от месячной тарифной ставки, то за работу сверхурочно они не выплачиваются, а за работу в праздничный день в пределах месячной нормы рабочего времени выплачиваются в одинарном размере, т.к. сумма надбавки не должна превысить установленный размер. Если размер установлен от часовой тарифной ставки, то за работу сверхурочно или в праздничные дни в пределах нормы рабочего времени выплачиваются?
Петр Грушник:
В соответствии со статьей 63 Трудового кодекса Республики Беларусь формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. Таким образом, наниматель самостоятельно, в локальном нормативном правовом акте устанавливает перечень выплат по системам заработной платы, в том числе определяет порядок их расчета (от месячной тарифной ставки, в абсолютном выражении). При этом необходимо учитывать, что оплата сверхурочного времени в законодательстве о труде содержится в виде отдельной нормы - статья 69 ТК. Названная норма содержит также порядок выплаты премии за работу в сверхурочное время и за работу в выходной день. Порядок выплаты надбавок и доплат за работу в сверхурочное время и за работу в выходной день законодательством не определен.
Воривоцкий Александр Кимович, Борисов,Минская область:
Здравствуйте. Работаю уже более 20 лет на одном из предприятий родного города, как бы считается непрерывное производство на нашем предприятии. Каждый год в конце года подписываем графики работы на следующий год (их у нас два:3-х сменный с двумя выходными и непрерывный по 4 рабочих дня), вопрос мой вот в чём: -В последнее время график меняется, то непрерывный, то 3-х сменный. Весь ноябрь работали по непрерывному графику, но как утверждает руководство заказов нет, объём производства упал и нас с 3 декабря переводят на 3-х сменный режим работы. Проработали по 3-х сменному графику неделю. И с 10 декабря 2012 переводят опять на непрерывный график, руководство утверждает как бы опять появились заказы на нашу плёнку какую производим. Правомерно ли действия руководства в таких изменениях графика работы?
Петр Грушник:
В соответствии со статьей 123 ТК установленный режим рабочего времени доводится до ведома работников не позднее одного месяца до введения его в действие. Таким образом, если режим рабочего времени изменяется с трехсменного режима работы (40-часовая рабочая неделя) на режим работы по графику работ (суммированный учет рабочего времени), то в этом случае требуется известить работников об этом не позднее одного месяца до введения другого режима работы.
Олесиюк Ольга Николаевна, Брест:
В СПК."Черняны2.Малоритского р-на Брестской обл.Ссылаться на указ Министерства, мотивируя это тем, что изменено количество выходных дней в неделю с 2х дней на 1. Началось сокращение рабочих штатов с товарно-молочной фермы "Горы", Действительно ли это так и имеет ли право руководство сельского хозяйства лично сократить выходные дни и делать не 5 дневную рабочую неделю, а 6 дневную?
Петр Грушник:
В соответствии со статьей 124 ТК наниматель по согласованию с профсоюзом устанавливает пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями или шестидневную рабочую неделю с одним выходным днем. В случае, если наниматель принимает решение об изменении пятидневной рабочей недели на шестидневную, то в соответствии со статьей 123 ТК он обязан известить работников об этом не позднее одного месяца со дня введения шестидневной рабочей недели.
ОАО"Светлогорскхимволокно", Светлогорск:
Почему на заводе ОАО"Светлогорскхимволокно" урезали зарплату?
Петр Грушник:
В соответствии с законодательством о труде (статья 63 ТК) наниматель самостоятельно, на основании локального нормативного правового акта (ЛНПА) и трудового договора определяет формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера. С учетом этого все вопросы, связанные с установлением размеров оплаты труда (всех составляющих заработной платы) должны быть определены нанимателем в ЛНПА и трудовом договоре.
Грищенко Анна, Кричев:
Здраствуйте,я не работаю,оформлена по уходу за ребенком-инвалидом.В данный момент беременна положена ли мне оплата За дородовый и послеродовый больничный?И выплаты за постановку вовремя на учет в женскую консультацию и за третьего ребенка?
Петр Грушник:
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» после рождения ребенка Вы будете иметь право на следующие виды пособий: пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности (100 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения); пособие в связи с рождением ребенка (при рождении второго и последующих детей пособие выплачивается в размере 14 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения); пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (100 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения). Право на пособие по беременности и родам Вы не имеете, так как не состоите в трудовых отношениях и не являетесь плательщиком обязательных страховых взносов. В Вашей ситуации ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет будет назначено с даты рождения ребенка.
Ярмолович Степан Иванович, Гродно:
Как быть, если доярке, перед уходом на льготную пенсию не могут найти в колхозе норму нагрузок (к-во голов) на человека с 1986 по 2004 г. При этом отказывают в начислении пенсии. Куда обратиться. Заранее благодарим!
Петр Грушник:
Женщинам, работающим доярками (операторами машинного доения) в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства, предоставлено право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по достижении 50 лет, при стаже указанной работы не менее 20 лет и при условии выполнения установленных норм обслуживания (т.е. обслуживания определенного числа коров в течение установленного рабочего дня (смены) в определенных организационно-технических условиях). Выполнение норм обслуживания за период начиная с 1991 года должно подтверждаться данными первичного учета. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных сведений, определяющих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установленных для отдельных категорий работников (например, о выполнении установленных норм обслуживания), в подтверждение специального стажа работы принимаются справки работодателей. Обязанность за своевременность, полноту оформления документов о стаже работы, заработке и других, необходимых для назначения пенсии, и достоверность содержащихся в них сведений возложена на работодателя. Работодатели обязаны своевременно оформлять указанные документы и своевременно представлять их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите. Работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Таким образом, если в приведенной в вопросе ситуации доярка выполняла установленные нормы обслуживания в 1991-2004 годах, то по вопросу соответствующего документального подтверждения она должна в первую очередь обращаться к работодателю, у которого протекала указанная работа. Если работодатель не сможет представить ей необходимые документы и по этой причине ей будет отказано в представлении к назначению досрочной пенсии, она вправе будет обратиться к работодателю за соответствующим возмещением причиненного ей материального ущерба в добровольном порядке либо в суд (в случае отказа работодателя в возмещении ущерба в добровольном порядке).
Стрельская С.М., Марьина Горка:
СИТУАЦИЯ: Государственное учреждение образование (бюджетная организация) занимается приносящей доходы деятельностью, а именно подсобным сельским хозяйством. Согласно штатному расписанию, в организации работает тракторист-машинист, который занят на работах связанных с производством сельскохозяйственной продукции. На основании подп. 1.2 приложения 1 к Постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 N 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций" тарифные ставки (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, и тарифных коэффициентов ЕТС, с учетом корректирующих коэффициентов, коэффициентов повышений, учитывающих сложность выполняемых работ, или по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности. В настоящее время, коэффициенты по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности утверждены в Приложении 2 к Рекомендациям по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденным Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 N 67. ВОПРОС: Распространяется ли действие Постановления N 67 на бюджетные организации? Вправе ли бюджетная организация повысить тарифную ставку трактористу-машинисту, который занят сельскохозяйственным производством, на коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям в размере 1,3?
Петр Грушник:
Действие Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 67 распространяется на коммерческие организации независимо от формы собственности и видов экономической деятельности. Вместе с тем, учитывая, что согласно постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 N 6 тарифные ставки (оклады) работников бюджетной сферы могут формироваться с применением коэффициентов по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности, то полагаем, что порядок их применения может устанавливаться в данных организациях локальными нормативными правовыми актами.
Кашина Елена Евгеньевна, Орша:
Добрый день. Хочу спросить каким образом наниматель может переводить работника с бессрочного трудового договора на срочный? При этом никакие условия труда не меняются, работа предполагает срок более пяти лет. Наниматель переводит работника на срочный трудовой договор по аналогии с контрактом, мотивируя изменением существенных условий труда. Каких условий не указывает. Срочный трудовой договор заключает на 6 мес. Причины не объясняет. Повторюсь: работа в качестве приемного родителя предполагает срок до поступления ребенка или достижения ребенком 18 летия. Сейчас ребенку 8 лет, в семье 5 лет, общий стаж по воспитанию приемных детей 18 лет (сначала опекун, с 2003 - приемный родитель). Почему правовое регулирова ние трудовых отношений с приемными родителями находится за рамками права вообще? Все обращения в гос.органы перенаправляются в минобразование, к компетенции которого многие вопросы не относятся.
Петр Грушник:
Ответ на Ваше обращение будет отправлен на Вашу электронную почту.
Симончик Елена, г.Лунинец:
Почему зарплата бюджетников значительно отстает от зарплаты в промышленности? Какое соотношение сложилось в 2012 году и какие планы на 2013-й?
Петр Грушник:
Заработная плата работников бюджетной сферы в 2012г., по оценке к среднемесячной заработной платы по Республике составляет порядка 80%. В 2013 году заработная плата работников бюджетной сферы будет повышаться исходя из экономических возможностей государства и наполняемости доходной части консолидированного бюджета страны.
Симонова Т.В.:
Учителя школ имеют тарифицированную педагогическую недельную нагрузку. Свои часы учителя во время учебного процесса отрабатывают согласно расписания уроков кто-то за 5 дней, кто-то за 4 дня и т.д. Однако во время каникул, когда в школах нет детей учителя должны ходить на работу 6 дней в неделю и отрабатывать свое рабочее время равными долями. Например при работе учителя на ставку 18 часов, во время каникул он ходит на работу 6 дней в неделю по 3 часа. Насколько рационально такое использование рабочего времени? Почему нельзя создать людям столь творческой профессии во время каникул более гибкий график работы, ведь для работы с творческой молодежью, отстающими учениками необходимо учитывать также занятость и возможности самих учеников?
Петр Грушник:
Вопрос использования рабочего времени учителя, во время каникул, находится в компетенции Министерства образования.
Журнал "Кадровая служба":
Работнику организации заключением МРЭК установлена II группа инвалидности и разрешен труд на 0,5 ставки. Как осуществлять оплату труда работника в данной ситуации: в соответствии с частью четвертой ст. 287 ТК или ст. 290 ТК?
Петр Грушник:
В данном случае оплата труда осуществляется в соответствии со ст.290ТК. При этом часовая тарифная ставка определяется исходя из продолжительности рабочего времени не более 35 часов в неделю.
Гречулина С.Л., г.Барань Оршанский р-н:
Каким образом, если работа имеет бессрочный характер наниматель устанавливает срок 1,5 месяца, а после этого 2 месяца и 9 дней и не объясняет причин такого срока
Петр Грушник:
В соотствии со ст.17 Трудового кодекса срочный трудовой договор может быть заключен только в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий её выполнения, а также в случаях, предусмотреных Трудовым кодексом. Заключение срочного трудового договора (за исключением контракта) без соблюдения названных условий необосновонно. Если по Вашему мнению выполняемая Вами работа носит постоянный характер Вы можете оспаривать заключение срочного трудового договора и предложить нанимателю заключить с Вами либо трудовой договор на неопределенный срок, либо контракт, срок которого не может быть менее одного года. В случае возникновения трудового спора, в частности, об увольнении в связи с истичением срока трудового договора, Вы можете обращатся в суд. В соответствии со ст. 242 Трудового кодекса по делам об увольнении следует обращаться в суд в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании прекращения трудового договора или со дня отказа в выдаче или получении указанных документов.
Федорова А Я, Орша:
Работникам ГП СГЦ Заднепровский задерживают выплату заработной платы за октябрь получили 1декабря, за ноябрь возможно получим в новом 2013 году. Как оплачивать коммунальные услуги, чем кормить детей?
Петр Грушник:
В случае нарушения сроков выплаты заработной платы Вам необходимо обратиться в Оршанскую межрайонную инспекцию труда Витебского облуправления с письменным заявлением, написанным с учетом требований, предусмотренных указом Президентом Республики Беларусь №510.
Марухина Мария, г.Лида:
В каких регионах Беларуси самая высокая безработица и почему? А есть ли районы, где безработные не зарегистрированы?
Петр Грушник:
На 01.12.2012 г. уровень регистрируемой безработицы в РБ 0,6% к уровню экономики активного населения. Наиболее низкий - 0,2% в г. Минске и Миорском районе Витебской области. Наиболее высокий в Ганцевичском районе Брестской области - 1,2%, Калинковичском и Хойницом районах уровень безработицы находится в пределах прогнозных показателей.
Крючевская М.В., Орша:
Добрый день, Петр Петрович! Какие планируются изменения в законодательство о занятости?
Петр Грушник:
Планируется подготовка проекта нормативно-правового акта, предусматривающего возможность организации и финансирования опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения с последующим их трудоустройством на созданные рабочие места, что очень важно в условиях модернизации предприятий.
Жиленков Дмитрий, Минская область:
Добрый день! У меня такой вопрос: Когда индивидуальным предпринимателям, микроорганизациям предоставят возможность заключать с работник